al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Искусство и свобода: где границы? – российские мастера не видят границ

Вчера в новостях сообщалось о современном положении театров в России и Москве, о том, что большинство российских театров живёт за счёт госбюджета. И в связи с этим возник вопрос: а что делают театры, что готовят, показывают, и почему? Как они считают возможными тратить госденьги и почему? И для чего?

Выяснилось, что граница для них одна – искусство, т.е. по отношению к обществу границ у них нет.

Вот ведь как. Очень интересно. Наука находится в таком же положении и на эти вопросы она дала немного раньше совсем другой ответ. Границы наука поставила себе немножко другие, чем просто наука и просто исследование, познание, любопытство. Опыт Бухенвальда, Заксенхаузена и других лагерей смерти заставил науку поставить себе границы. А искусство ещё не понимает, в какие игры оно заигралось? Нет?

Почему в современном российском искусстве свобода всегда открывается у них «внизу»? В искусстве свобода оказывается движением либо «по горизонтали», либо «вниз». А почему «вверх» нет движения вообще? Не только свободы, а движения вообще нет?

Оказалось, что советская власть «насильно» заставляла сохранять не только память про традиционные сексуальные отношения, но и память про традиционные духовные ценности.

Кстати, это вопрос, который Россия может теперь ставить в рамках международных переговоров и встреч «восьмёрок», «двадцаток» и прочих: как у них обстоят дела с традиционными сексуальными и человеческими отношениями, их правами? Россия должна стать международным представителем нормальных людей.

Свобода творчества и самовыражения у многих современных деятелей искусства заменили смыслы и ценности выражения. Замечательно, если используются новые формы, хорошо бы только, чтобы они ещё и смыслы передавали. И не превращали духовные смыслы в развлечение, даже если развлечение притянет больше людей. Вот как об этом судит в Пскове, где произошло на днях заседание президентского совета, ответственный за культуру человек:

Председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев рассказал корреспонденту Псковского агентства информации о смысле возрождения театра для Псковщины и некоторых проблемах его будущего.

Вопросы репертуара согласуются с комитетом по культуре Псковской области? Вы можете влиять на творчество художественного руководителя и корректировать его?

- Такое влияние - это практика советского времени. Тогда была еще и приемка спектаклей специальной комиссией. Сегодня мы художнику даем свободу творчества, понимая, что у него свой контакт с аудиторией, и многое ему виднее. У нас есть понятие гражданской ответственности театра. Со своей стороны мы должны советовать, консультировать, обобщать запросы псковичей и просить художника обратить внимание на те или иные происходящие события...

Кстати, любимовский "Евгений Онегин", который мы смотрели в театре 5 февраля, был поставлен в 2000 году и не сразу был принят специальной комиссией. Но время изменилось, и вот теперь люди смотрят этот спектакль и дают самые высокие оценки.[…]

Сегодня критика должна зиждиться на принципах гражданского общества, на основе уважения к праву личности на самовыражение и в то же время – на основе тех традиционных взглядов, которые, не смотря ни на что, бережно сохраняет наш народ. Есть ли у нас такие критики?..

http://informpskov.ru/news/137273.html

В огороде бузина, а в Киеве дядька. Совсем перемены головы людям посбивали, перевернули и завернули. Ничего не соображает, всё теперь через одно место выглядит… Да и не только у него.

О чём идёт речь, приведу на музыкальном примере. Вот есть вальс «На сопках Маньчжурии». Он может по разному исполняться, могут быть разные оркестровки, но у этого произведения есть и форма и смысл, которые не могут превращаться творчеством и свободой художника в противоположность. Нельзя трагический вальс превратить в фарс «индивидуального взгляда» какого-нибудь современного дирижёра. Нельзя храм превращать в стойло или место плясок, или, как предлагает, например, господин Мединский, сделать Горки Ленинские местом отдыха. Я бы предпочёл место отдыха москвичей сделать из квартиры, дачи и министерства Мединского.

Так вот, про вальс.

В феврале 1905 года русский пехотный полк попал в японское окружение между Мукденом и Ляояном. Когда заканчивались боеприпасы, командир полка отдал приказ: «Знамя и оркестр - вперед!» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Под музыку оркестра полк непрерывно атаковал японцев и прорвал окружение. Из оркестра в живых осталось только 7 человек. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

После войны Илья Шатров написал вальс, посвящённый погибшим товарищам. В Самаре в Струковском саду 24 апреля 1908 года состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром.

Оркестровки этого вальса могут быть любыми. Главное, нельзя превращать духовные смыслы – в фарсы, как часто делают своими новыми "прочтениями" современные российские деятели искусства с классическими произведениями русской культуры.

Толерантность в области ценностей и смыслов недопустима и невозможна. Невозможно снисходительно относиться к попыткам искусства разрушать духовные смыслы под предлогом свободы самовыражения. Представьте, если церковные службы начнут сопровождаться поисками новых форм? Искусство – это не способ пометить своим запахом территорию, это способ сказать другим, дать почувствовать, что главное в жизни, Любовь, всё-таки есть.











Tags: На сопках Маньчжурии, Россия, искусство, историческая роль государства, смыслы, социальная роль искусства, социальное преступление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment