al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Category:

Две цивилизации (Россия – Запад) - два мира – противоположные ценности-системы-смыслы

https://al-vladimiroff.livejournal.com/210615.html - ИЮЛЬ 2014 г.





Содержание свободы человека по сравнению с биологическими организмами принципиально изменяется: у человека исчезает биологическая заданность границ поведения, желаний и потребностей. Человек оказывается свободен от биологической программы. Дальше перед человеком и обществом лежит главная развилка дальнейшего развития, которая задаёт два принципиально различающихся пути, задающих противоположныечеловеческие границы отношений, их смыслы и цели:

- один путь - это рационально формулируемые правила (регламенты), юридически закреплённые и государственно охраняемые принципы отношений людей между собой. Такие «правила», выведенные за границы морали (как происходит сейчас), в том числе и религиозной, вынесенные за границы культурно-ценностного ядра той или другой цивилизации, начинают опираться на рационально формулируемые интересы и потребности социально и политически доминирующих в обществе групп и слоёв. Самое главное, что право, выведенное за границы классических форм нравственности, за границы добра и любви, делает свободным человека не только от природных границ, но и от границ культуры. Если свобода от биологических границ, и формирование культурных границ, создало из животного человека, то освобождение человека в современной западной цивилизации от культурных границ, превращает человека в зверя (подчеркну, что зверь - не животное).

- другой путь сохраняет и укрепляет культурно-ценностное ядро цивилизации как нравственную основу всех отношений в обществе людей между собой, в том числе, и правовых отношений. Главное, что основой оценки и направления изменений отношений в обществе служат не рациональные формулировки потребностей и интересов, а самые высокие духовные ценности, выступающие мерой и оценкой всех типов, уровней и содержания отношений, задающих им смыслы и потребности.

Один путь рассматривают истину только как рациональную модель и технологию отношений для достижения своих эгоистических целей, другой путь рассматривает истину как духовный ответ на вопрос смысла жизни, на основе добра - в противоположность злу, и выстраивании своей жизни на основе этой рационально неочевидной, но духовно неопровержимой, стяжаемой и жаждуемой истины.

Материальное – означает первичное, но первичное не означает главное. А только исходное. Если у человека первичные потребности являются исходными, природными, первичными, условием его физического существования, то это не означает, что они являются определяющими. Определяющими такие потребности являются в биологическом. Или в разрушенном человеческом. В человеке определяющими являются духовные потребности. И не только в отдельном человеке, но и в обществе. Материальное сегодня – это духовная «толерантность» как признание отсутствия духовной истины, как попытка утверждения первичных потребностей как главных, и единственно объединяющих. Это путь разрушения человеческих вопросов для утверждения свободы «зверя», путь уничтожения. Путь выхода – это духовное, выход и преодоление социального на основе внутреннего утверждения нравственного, осмысленного, вечного, истинного, доброго, светлого и справедливого.

Разное отношение, разные представления о главном в жизни можно легко обнаружить в образах разных культур, в их эстетике. Можно не обладать специальными знаниями, не разбираться в тонкостях культуры, но достаточно посмотреть на образы военной техники, и сразу становится ясно, кто и за что выступает. Вспомним хотя бы только внешние обводы немецких и советских танков. Технологии везде индустриальные, но образы танков, военной техники отражают не только технические стандарты, функциональные задачи, технологические возможности, но и эстетические формы нравственности этой цивилизации. Техника отражает представления души. Поэтому и потом, и сейчас, мы всегда увидим в военной технике СССР-России и США, одних и тех же технологических поколений, эстетические различия  выражения ценностей. И если в России самолёты получаются лебедями, у них – коршунами. Разный мир, разные ценности, разные образы и разные устремления.

Важную и самую существенную черту культурного ядра нашей цивилизации выделил Достоевский – «широкий, всеоткрытый ум». Такая характеристика духовного мира, означает, конечно, выход за границы физического, этнического, национального и опору на всеобщее, внеисторическое, бесконечное, вечное и истинное. Такая характеристика русского духовного мира относится как к стяжанию Царства небесного, так и к строительству коммунизма. И то, и другое опиралось на «всеоткрытый ум», на поиск и веру во всеобщую правду, справедливость и истину в мире.

Национализм и нацизм – это противоположность русскому миру и русской душе. В том числе и тогда, когда носителями такого национализма являются русские люди, как, например, сейчас на Украине. Национализм – это уничтоженный и закрытый «всеоткрытый ум», превращение стяжания духа и истины в узкие этнические местечковые танцы и обряды, не важно в чём, в шароварах, или косоворотках. Главное, что это превращение всеоткрытой души в свою «миску», и сведение всей жизни и её смыслов, как человека, так и общества к этой самой «миске». Русское братство не в генах, а в правде, т.е. в духе. И не просто в духе, а в его предельной звенящей высокой «ноте» справедливости и любви.

Образно говоря, первый путь – это путь превращения лица человека в личину зверя, второй путь – освобождение в человеке добра и любви, и превращение его лица в лик.

Tags: духовная слабость, духовные ценности, мировоззрение, прагматизм, рационализм, социальные регуляторы, уховная сила, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments