?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у al_vladimiroff в 95 лет Октябрьской революции: о стыде и совести

Тема русской революции – одна из самых важных и глубоких проблем мировой истории и логики её развития. Сегодня эта тема сведена на уровень не «кухонных», а «туалетных» разговоров. Но мы вспомним о том, почему одни её бояться и стыдятся, а другие гордятся и надеются. Ведь это не только вопрос прошлого и нашей памяти об этом прошлом, это вопрос нашего понимания главного в жизни сегодняшней (как личной, так и общественной).

В стране разговорами об исторической памяти хотят стереть и затереть её вообще. Вот взять хотя бы только пример 7 ноября и исторической памяти. Новая буржуазная бюрократия делает всё, чтобы стереть память об Октябрьской революции и повторяет древние технологии духовного вытеснения. Это когда на старый праздник накладывается новый и постепенно акценты, и смыслы празднования заменяются и вытесняются на другие. Так и у нас. Сначала создали новый праздник рядом со старым – 4 ноября  День народного единства должен постепенно сменить акцент «ноябрьского» праздника. Но старый праздник, праздник революции как-то медленно забывался. Тогда решили сменить акцент и сделать этот праздник – праздником парада 7 ноября 1941 года, перестав говорить, а в 1941 году парад-то чему был посвящён? Сместив акцент, уменьшив его масштаб, так постепенно затирают память о событии, которое не только осталось в прошлом и не только важно для нашей исторической памяти, и для понимания нашего прошлого. Ещё большее значение события октябрьской революции 1917 года имеют для нашего понимания дня сегодняшнего и того, что показала русская революция о нашем общем человеческом будущем.

«Стыдливая» советская бюрократия, осуществившая свою мечту и ставшая буржуазной бюрократией, как бы и от кого бы она не одевалась, всё равно помнит про нравственный принцип, что «вор должен сидеть в тюрьме». А это создаёт внутреннюю историческую неуверенность, ведь они понимают, что сидеть должны не только «ходорковские», но и все «прохоровы» вообще. Чтобы этот принцип «сидения воров» стал просто мечтой и сказкой, которая не имеет никакого отношения к жизни, буржуазная бюрократия делает всё, чтобы показать, что все настоящие ценности и духовные подвиги не существуют, не существовали и существовать не будут; делает всё, чтобы измазать "белые одежды" духовных подвигов в грязи. Зачем? Затем, что тогда остаётся только одна «ценность» - деньги, а этих «ценностей» больше всего у них. Тогда мы все должны преклонить свои головы и колени перед этими "нарисованными" ценностями, которые захватила государственная бюрократия в ходе идущей у нас в стране буржуазной революции.

7 ноября – это праздник всех трудящихся, праздник всех, кто хочет, чтобы общественная жизнь строилась на нравственности, на ценностях справедливости, добра и любви, а не на принципах терпения и допустимости зла (правовой толерантности). Интеллигенция (как люди занятые духовным производством на основе сознательных нравственных принципах добра, справедливости и любви) не может поэтому не быть на стороне советского опыта, на стороне борьбы за рост социализма в общественной жизни. Поэтому интеллигенция, а не те, кто занят обслуживанием досуга буржуазной бюрократии, не может не отдавать дань уважения советской русской революции, Октябрьской революции 1917 года.

Когда-то христианство сформулировало новое содержание нравственного идеала – Новый завет, ценности жизни человека, отношения к себе, другим людям и к смыслу жизни. Но самое важное, что этот нравственный идеал не остался только недосягаемой мечтой, и христианство показало подвигом жизни своих праведником и мучеников, что нравственная жизнь в Любви возможна всегда и в любых социальных условиях. Хотя в имевшихся социальных условиях – такой духовный выбор был всегда Подвигом. Христианство дало надежду и нравственную силу для стяжания иной жизни, соединив мечту о небе с жизнью земной.

Советский Союз сделал не меньше: он соединил неявные и явные мечты всей истории человечества о справедливом со-обществе людей, об их иной их совместной жизни с реальным опытом построения нового мира, новой жизнедеятельности людей. Слово «товарищ» стало символом другой совместной жизнедеятельности людей.

Как когда-то Новый завет сделал невозможным неосознанную нравственную жизнь по старому, и потребовал духовного выбора: какую жизнь человек выбирает, и какие духовные принципы, - так и появление СССР сделало тоже невозможной неосознанную «звериную» социальную жизнь. Теперь нельзя делать вид, что справедливого общества не может существовать, теперь придётся осознанно делать выбор на стороне какого сообщества людей твоё место: на стороне общества, где элита прожирает общие ресурсы развития, превращая остальных людей в простые «услуги» для своей жизни; или на стороне со-общества людей, где развитие каждого, является условием развитием всех.

Возможно ли такое? Возможно! И 7 ноября 1917 года – это только рождество нового мира, мира который уже никогда не замазать и не заменить, мира, который сделал только свой первый шаг, но он – символ будущего гуманизма и будущего сообщества людей.

1918 год в Петрограде. 1920