al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

«Бирюлёвский бунт» - знамя победившего капитализма

Вот произошли массовые стихийные выступления жителей одного из районов Москвы.

Некоторые из читателей и граждан России ещё помнят, чем отличаются стихийные выступления от организованных. А также помнят, что организованные выступления проходят обычно под какими-то знамёнами и почему они так проходят.

Что же произошло? И почему произошло?

Основных объяснений немного и все они очень «мягкие» с точки зрения понимания события, - поверхностные.

Профессиональные провокаторы рассказывают нам, что главная проблема выступлений в Бирюлёво – это национализм, это экстремистский национализм.

С ними спорят те, кто говорит, что национализм это не так уж и плохо и даже нормально, вреден только экстремизм. Но экстремизм бывает разным: и национальным, и политическим, и религиозным, и даже духовным. И всякий экстремизм вреден.

Ну и совсем уж мягко нам рассказывают некие представители среднего и низшего звена власти о том, что «да, проблема существует», что надо общаться с людьми, доносить до них решения, результаты деятельности местной власти и прочие приличествующие ситуации слова. То есть проблема оценивается как недостаточная разъяснительная работа местной власти с людьми – информационная проблема. И что? И ничего. Местная власть Южного округа Москвы даже озвучила цифры борьбы с мигрантами – это закрытие рынков в округе, вместо 28 рынков, осталось 8. Замечательная цифра? Очень! Вопрос теперь только в том, куда ходить за продуктами? Это всё равно, что для борьбы с хищениями и злоупотреблениями в торговле – начать закрывать магазины.

Есть такая «партия»? Она точно есть – «партия» дураков и безмозглых…

Но, возвращаясь к теме… Итак, что же это было? И насколько виноват национализм? Или экстремизм в национализме? И с чем надо обществу бороться в этом случае?

Ну и ещё, надо вспомнить, что лет 30 назад, не так давно по историческим меркам, классический национализм у нас в стране, в СССР находился на периферии общества, он встречался как исключение, как идеология маргинальных групп. Национализм как главное основание отношений с другими группами людей и отдельными людьми, как решающее самоощущение человека и группы появляется только сейчас. В период СССР удалось действительно добиться интернационализации духовной жизни, главных ценностей, но сохранялась возможность широкого развития их национальной формы. А почему именно так? Почему такая разница отношений людей тогда и сейчас?

Надо вспомнить историю. Возникновение буржуазного, «рыночного» общества сопровождалось везде в Европе разрушением многонациональных государств, национальными столкновениями и уничтожением людей по национальному или религиозному признаку. Опять же возникает вопрос – почему? Ведь буржуазное общество идёт под знаменем равенства всех перед законом, и почему же вдруг это оборачивается тут же национальным неравенством?

Тогда надо вспомнить, что кроме права и юридических норм есть ещё и ценности, которые не закреплены в праве, или часто не закреплены в праве, или не полностью закреплены в праве, но которые содержат ответы на то, что такое хорошо и что такое плохо в отношениях между людьми. Эти ценности и право могут занимать по отношению к реальным отношениям людей разный масштаб влияния. Если просто, то право может, например, почти не регулировать отношения людей, а ценности, наоборот, могут иметь решающее значение, покрывая практически весь спектр имеющихся в обществе человеческих отношений. Да и возникновение права, если мы вспомним – это социализация, обобществление и обобщение, закрепление и объективирование достигнутых в обществе нравственных норм. Вспомним, что даже первые сборники права назывались Правдой, т.е. соединением справедливости, её всеобщности и организованного, институционального защиты этого понимания добра в рамках всего общества.

Как это выглядит на практике? Различия эти хорошо видно, если мы вспомним вторую половину 1980-х годов, когда наши люди впервые и обострённо увидели другую реальность, реальность которая строится не на ценностях, а на формальном праве. Отличия бросились сразу в той сфере, которая знакома большинству людей – семейные отношения. Было в диковинку нашим людям и непонятно – услышать про заключение брачных контрактов. Зачем? Ведь на основе чего строятся эти отношения? Смотря что является главным в отношениях между людьми. Если в СССР транслировалось и поддерживались в обществе отношения построенные на любви, то какой контракт мог быть между этими людьми? Так же как сегодня превращённой формой таких духовных отношений между людьми стало возобновление и распространение обряда венчания в церкви.

Отношения, построенные на первичных, простых, материальных отношениях, нуждаются уже не в ценностях, а в праве. Ну и возникшие состояния, нуждаются в правовой защите именно состояний, а не духовных усилий любви. Тогда главным становится уже не духовная клятва любящих, а юридическое закрепление прав и обязанностей по отношению к материальной собственности.

Беспорядки в Бирюлёво произошли не потому, что там были экстремисты-националисты, а потому, что в результате формирования в России нового буржуазного общества, людей этого общества, начинает формироваться СТИХИЙНО и национализм как адекватная стихийная идеология рыночного общества и главенства материальных ценностей.

Капитализм – это не вопрос «рынка», это вопрос ценностей и детских сказок. Капитализм – это не технологический вопрос экономики и не вопрос наличия средств (привлечения инвестиций), и не вопрос даже среднего класса. Капитализм – это вопрос смысла жизни. Страшно? А вы как думали?! Это всегда страшно – додумывать и договаривать до конца.

Стихийно рыночное общество не рождает ничего кроме национализма. Да и само оно рождается именно как национальное и националистическое. И только на своих последних этапах, на этапе своего умирания, оно начинает объединять разные национализмы механически, подавляя их внешне системой формально толерантного права.

А ещё национализм - способ объединить общество вокруг пустоты. Представьте себе что-то типа детской игры «царь-горы». Объявляется какая-то высота важной, очень важной. И все бросаются, чтобы захватить эту высоту. Но это важно только в рамках игры, в рамках условности. Игра в национализм – это такая же игра в «царь-горы», только по взрослому. Национализм рождается естественно, а его запрещают, поэтому возникает вокруг этого явления как бы настоящая борьба, которая, ведь вроде бы имеет содержание. А там – пусто. Пустота «ролевой игры». Что-то есть только до тех пор, пока в это верят. Сегодня национализм – это форма манипуляции. Люди верят, что проблема в крови, в типе крови. А это тупик. Это тупик, который позволяет увести ваше внимание от важных сегодня вопросов, от самых важных социальных вопросов, и увести всю вашу энергию в пустоту ролевой социальной игры.

Собственно, и сам «бунт», способ его освещения в СМИ – это способ усиления и легализации национализма, как способ превращения социального протеста в национальное противостояние, контролируемое государством. Это смещение вектора социального протеста, его содержания. Но историческое время национализма уже прошло, так же как и капитализма. В начале XX века в России было ясно уже, был исторический опыт других стран, что это общество вовсе не общество равенства, свободы и братства. И есть опыт национализма. Именно поэтому, что это уже исторически прожито и пережито, а не потому, что были большевики, капитализм в России обрушился в начале XX векаещё до своего созревания. Именно поэтому национализм, как идеология рыночного эгоизма «по крови», обречен в России и в начале XXI века.

Что такое запретительная борьба с национализмом в условиях современного общества в России? Это то же самое, что и борьба в СССР с людьми, требовавшими социальной справедливости и равенства, требовавшими социализма. К чему эта борьба привела? К ощущению фальшивости идеологии и самого советского общества, к тому, что большинство людей от него отвернулись.

Означает ли это, что надо поддержать национализм? Нет, не означает. Но это означает в том числе, или прежде всего, и вопрос: а куда мы движемся и зачем?

Tags: Бирюлёво, капитализм, национализм, ценности, экстремизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments