al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Category:

Фураги: Какими мы были совсем недавно (70-е гг в Куйбышеве)


Какими мы были совсем недавно, мало уже кто помнит. Мы вспоминаем сегодня гораздо чаще то, что никогда и не помнили, или даже плохо знали. Мы как бы вспоминаем то, что не видели сами и совсем не вспоминаем то, в чём, чем и как жили не так давно:

Конец 70-е гг - начало 80-х в городе Куйбышеве на Волге (сейчас – Самара). В городе Куйбышеве среди рабочей молодёжи появилось движение, которое стало называться ФУРАГАМИ.

Это движение (сейчас такие явления называют суб-культурой) имело свой внешний вид, свой язык (диалект), свои ценности, свои формы самовоспроизводства, и пр. необходимые атрибуты.

Кое-что рассказывается про них в документальном фильме, который здесь размещён.

Можно согласиться с авторами фильма про социальный состав этих самых фураг – это дети рабочих районов. Но проблема появления этой субкультуры не только в возрасте (подростковая ломка) и рабочая среда.

Надо специально отметить, что рабочие районы города Куйбышева формировались в своём большинстве людьми из деревень. Это были, как правило, горожане первого поколения. На их детей обрушивалось сразу всё.

Но в фильме нет того, что фураги – это субкультура, которая была формой освоения городской культуры и классической культуры вообще. Строчка из одной из самых известных песен фураг как раз и фиксирует это: «Зачем Герасим потопил Муму, я не пойму, я не пойму». Она как раз демонстрирует и фиксирует проблему усвоения классической культуры первым поколением горожан из рабочих районов огромного рабочего города. Без всякой иронии говорю. В этой простой и незатейливой строчке как раз и высказан весь тот разрыв между традиционной, «естественной» деревенской культурой и «придуманной», непонятной городской, в котором оказались пацаны-фураги.

Кроме того, субкультура фураг была под большим влиянием преступного мира, его самосознания. Через фураг транслировались смыслы и образы преступного мира молодому поколению рабочих районов.

Фураг было видно далеко не только по одежде, походке, но по тому, как они «стояли». Они как правило никогда не стояли, а сидели на корточках на полной ступне, свесив прямые не согнутые руки. Так они могли ждать транспорт на общественной остановке, так они встречались и общались. Откуда такая поза? Так проводят долгие часы на зонах заключённые. В этой позе можно провести долгие часы в неподвижности на одном месте. А в рабочей среде было достаточно людей, побывавших там, и они пользовались часто авторитетом среди части рабочей молодёжи. Вот и пришли такие «посделки»…

Но было и ещё одна важная составляющая образов и смыслов фураг. Ещё один слой образов субкультуры фураг охватывал советские образы, должен был соединить простых рабочих парней с идеологией страны, дать им простые формы советского объяснения и самосознания.

Так вот, одно из объяснений фураг гласило, что фуражка, «фурага» у них от Ленина, он тоже носил фурагу. Не то, что эти «быки» из интеллигентных районов. Это же означало, что именно они простые рабочие «пацаны» являются носителями правды революции (хоть они это так «красиво» и не формулировали). Ещё они носили белый шарф, который олицетворял у них чистую совесть. А ещё могли быть белые перчатки…

В общем, совсем недавнее прошлое уже скрылось от нас за пеленой времени. И даже совсем простые и недавние истории надо прикладывать силы, чтобы вспомнить и может быть рассказать…

А что представляет собой наше время и кто в нём живёт? Кажется, что мы это знаем…



Tags: Куйбышев, СССР, Самара, добро и зло, историческая память, культура, память, фураги, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments