al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Categories:

СССР: «Рука Москвы» была. Но головы у неё не было! (продолжение)

         Конечно из того, что написано не понятно, а при чём здесь заголовок? Так вышло, что то, о чём этот пост, пришлось отодвинуть на второй план. 
         Из первой части важно было только понять, что фильм и его содержание невозможно найти в телевизоре, а сознание человека вы не сможете найти в его мозге, хотя без него оно не существует. Сознание человека, идеальное – это историческая культура человека, общества и человечества. То же самое можно сказать и об обществе как социальном организме, о его идеальном.
         Есть и еще один важный элемент в индивидуальном и общественном идеальном. Есть в нём то, что называется «ядром». Элемент этот почти незаметный, но ГЛАВНЫЙ для жизни – это убеждения-ценности-принципы. Значение его почти то же, что и той самой иголки из детских сказок, где таится смерть Кощея Бессмертного. Вынести он может всё, кроме уничтожения этой «иголочки». То же самое и с человеком, и с обществом. Вынести они могут всё, даже немецкие войска на окраинах Москвы, но вот уничтожение ценностей - уничтожает и человека, и общество. В том числе и физически.

Вот такая вот «иголка»…

         А весь разговор собственно о том, что в последний период СССР у нас не было органов, которые бы защищали эту самую «иголочку», идеальное, и сами бы понимали это. И которые бы понимали главное в содержании этого самого идеального.
         И поводом для этих рассуждений стало очередное переиздание в этом году книги Шебаршина Л.В. «Рука Москвы. Разведка от расцвета до развала». Меня поразило рассуждение автора этой книги, которое хоть и написано было в 1991 году, но оставлялось им без изменений:
«Государство, которое когда-то потребовало себе на службу нашу энергию, ум, готовность положить жизни в защиту его интересов, мертво. Этому государству уже ничто не может повредить, ни помочь. Оно бросило нас на произвол судьбы, подобно банкроту, промотавшему перед смертью родовое состояние. Новой эпохе мы не нужны. Ее деятели с трудом терпят наше существование. Сила инерции еще приводит в движение весь сложный, создававшийся десятилетиями, усилиями десятков тысяч людей механизм, но уже работает с перебоями, через силу. Он не нужен новой эпохе, ибо создавался он во имя отстаивания независимости, самостоятельности, могущества Отечества» (С. 212).
        Повторю, что написаны эти строки в 1991 году (или помечены так издателями), и понятно, что тогда выглядело всё несколько более утрировано и являлось таковым тогда. Это было тогда. Ушел Шебаршин из жизни в этом году.
         Если бы это было написано любым обычным человеком, меня бы это не заинтересовало. И даже если бы это было написано обычным политиком, то скорее всего и тогда бы я просто проскользнул по этому суждению взглядом. Но мы имеем дело не просто с военным, не просто с политиком. Мы имеем дело с человеком, возглавлявшем советскую разведку, человеком входившим и в советскую элиту, и в элиту в самой этой элите. И вдруг у него такое, не побоюсь этого слова, инфантильное отношение к государству: оно «бросило нас на произвол судьбы». Хотя тут же автор утверждает, что оно мертво и поэтому никак никого уже не могло бросить.
         Можно было бы не придираться к словам. Но ведь этот человек по своему положению и профессии не мог и не имел права рассуждать, опираясь на эмоции. Разведка – это прежде всего аналитика и понимание. Следовательно, на профессиональном подсознании он должен был ИНАЧЕ оценивать, анализировать, действовать. И, кроме того, и самое важное – государство это не что-то находящееся за пределами людей и отличное от них. Шебаршин и разведка были одним из главных элементов этого государства. И они должны были не только ловить диссидентов и узнавать о планах потенциальных противников. Одна из главных задач и разведки, и служб государственной безопасности – это анализ и понимание собственного общества, его процессов. И понимание, и действие. И что мы видим в этом отрывке? А мы видим, что один из ГЛАВНЫХ руководителей страны относится к стране и к государству ИНФАНТИЛЬНО.
        Было ли такое понимание Шебаршина случайным, сказанным в эмоциональном запале, или за этим стояло нечто большее – отсутствие понимания и общего, и своего места, и понимания их не только у него, но у всей Службы?
         Гораздо позже в одном из интервью он скажет:
«Андропов был человек несоразмерно большего калибра, чем М. С. Горбачев. Он был самостоятельным мыслителем, впервые именно он, в статье в журнале «Коммунист» написал: нам надо осмыслить, в каком обществе мы живем. Все знали, в каком, – в обществе развитого социализма. И вдруг один из руководителей ставит вопрос таким революционным образом. Иными словами, сначала надо было построить хорошую жизнь, а потом назвать ее социализмом. А у нас все получилось наоборот» (http://shebarshin.ru/major.html).

       Дело в том, что бюрократически это выглядит очень революционно. Но для разведки, для аналитиков, для людей, чья обязанность – понимать и защищать общество, это не просто не революция, это слова беспомощности. Беспомощными эти слова выглядит не только сейчас, но уже и тогда, когда генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов.
       Про «идеальное» ведь не случайно начиналась эта статья. Именно в нём находится самая страшная «тайна» жизни общества. И именно это самое идеальное не понимали, не изучали, не развивали, и не защищали в советских органах государственной безопасности. А можно даже сказать и сильнее – именно они приложили руку к уничтожению этого самого идеального, ценностей советского общества.
        И всё было бы ничего, если бы всё это осталось только в прошлом и представляло исторический интерес только для «грызущей критики» мышей. Но в том-то и дело, что ничего не закончено. И всё продолжается. И наше государство, и наши специальные службы, и даже наше общество уверены, что главное – это рост ВВП, эффективность, дефицит и профицит бюджета и прочая ерунда.
       К сожалению, так вышло, что мы с вами живем в такие «последние времена», когда отвлеченные, казалось бы, философские вопросы об идеальном, становятся непосредственными вопросами нашего «бытия», нашей жизни. Эти мировоззренческие «отвлечённые» вопросы становятся необходимым элементом жизни людей, идущих в магазин за хлебом!

Tags: КГБ, Шебаршин, государство, идеальное, культура, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments