al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Реформы как манипуляция сознанием и ... жизнью

(продолжающийся текст 9, 10 марта)


А вы не задумывались: что у нас в жизни сейчас самое важное? И почему именно оно - важное?

Не задумывались: почему мы с вами вдруг что-то постоянно обсуждаем? Зачем ЭТО нам?

И откуда всё это в нашей голове и сознании? А главное, всё-таки, нужно ли нам то, что мы так активно обсуждаем  всем обществом, именно до ТАКОЙ СТЕПЕНИ вовлечённо обсуждать?

Или ещё по-другому: а важно это нам так, как активно мы это обсуждаем?

Какие же темы мы с вами считаем «своими» и всем обществом обсуждаем? Это:

- борьба с коррупцией, плохое чиновничество;

- реформа образования (школа, учителя, взятки, поступление в вузы, ЕГЭ, вузы, плохие вузы, диссертация);

- наука (плохо в науке, надо лучше, сделать «современную» науку);

- история (у нас что-то было, и это было то ли российское, то ли европейское (то так, то эдак), но вот Ленин и большевики это всё испортили. Ничего в прошлом, кроме Сталина у нас не было. И это было плохо. И нам надо ЭТО постоянно обсуждать, иначе … Ну да, вы правы, иначе, нам сейчас «небо с овчинку покажется». Сталин - это «наше всё». Пока есть Сталин, можно не отвечать, куда делась всё: заводы, собственность, земля, да и само государство);

- и ещё ряд тем. Их можно продолжать…

Это не полный перечень. Потом продолжим. Проблема не в темах. Она в другом. Уже почти 30 лет Россия живёт в переменах. И возникает вопрос: а зачем они, перемены? Чтобы лучше стало? И что? Стало?

Есть впечатление и даже убеждение, что цель непрерывных перемен совсем другая: мы с вами должны жить в постоянно неопределенном мире. Зачем? Это очень хороший способ манипуляции не только сознанием, но и жизнью каждого из нас.

Ведь нужно постоянно приспосабливаться и выживать. Причём, в самых обычных базовых и исходных условиях жизнедеятельности человека. Поэтому ни у кого, и никогда нет времени для вопросов по существу. Какие вопросы, если снова основы жизни меняются. И снова нужно успеть!

А нужно ли это? И зачем нужно? И кому нужно?


Наши реформы – это такой своеобразный социальный проект библейского типа: «40 лет по пустыне». Там, правда, у организатора этого проекта Моисея была позитивная цель. Сказать, что и наши реформы нацелены на то, чтобы сформировать «нового человека», который уйдёт от «рабской» психологии русской жизни? Сказать так можно, конечно. Но к жизни это не имеет никакого отношения. Во-первых, у нас никакой «рабской» жизни не было, так же как в американской жизни никакой свободы нет. Во-вторых, характер изменений нашей жизни говорит о том, что в результате всех изменений мы должны в конечном итоге не выйти из пустыни, а именно в ней и оказаться. Как в материальном, так и в духовном плане.


За 30 лет, что идут у нас реформы, можно было уже не одно новое общество построить. Вспомним ещё, что и исторический процесс ускоряется. Совсем недавно, 100 лет назад, с 1917 по 1937 год, всего лишь за 20 лет, новое советское общество было уже в основном построено. Это при том, что задачи тогда были гораздо сложнее: индустриализация, переход от аграрного общества к городскому, ликвидация неграмотности, формирование новой системы ценностей и многое другое.

В нашей новой революции мы живём почти 30 лет. И конец её так же далёк от нас, как и начало. Что нас постоянно заботит и волнует, что мы такое реформируем?

А реформируем мы только то, что связано с жизнью каждого, или касается большинства жителей нашей страны: это медицина, образование, армия, наука, пенсии. Ну и ещё что-то. Важно то, что это касается каждого, что это постоянно идёт и когда это закончится тоже неизвестно. Ещё важно, что когда начинается реформа какой-то сферы нашей жизни, то выдвигаются какие-то цели, потом они постепенно меняются, меняются и те, кто их осуществляет, и нет ни ответственных, ни концов всего этого.

Но если вы присмотритесь более внимательно к тому, что и как реформируется, то вы заметите очень важные особенности. Сначала нам говорили, что главная проблема нашей жизни в том, что мы не знаем, что было в 1930-е годы. И вот узнали. Но оказалось, что мы это узнали только для того, чтобы понять, что ТАК жить нельзя, т.е. нам нужно жить иначе. И как же иначе? А это собственность у государства - неэффективна, и её государство должно продать или отдать эффективным частным собственникам, т.е. нам нужна приватизация. И ещё нужно, чтобы каждый стал им, собственником. И вот стали: «а поутру они проснулись…». И с чем же мы остались? Вся эффективная и прибыльная собственность государства оказалась незаконно у небольшого количества лиц. Вся неэффективная собственность и социальные обязательства, в том числе и вопросы смысла общества, его идеологии, остались у государства.

Но теперь нам говорят, что это не основное. Про это, и про собственность, и как она исчезла, надо забыть. А вот теперь, после того, как основная собственность украдена, вот теперь все остальные должны жить честно, и должны думать, как выжить. Нас хотят убедить, что честно жить можно так же, как бросить курить - "с понедельника". И жизнь в результате реформ должна стать настолько эффективной, чтобы государство ни за что не отвечало, в том числе на вопрос - «где всё», и стало бы в этом случае и в этой логике – «эффективным», т.е. ненужным. Люди ведь в государство как раз от нужности его объединяются.

И вот, чтобы занять наше время, теперь каждого человека погрузили в «реформы». Ведь, если человек как в советское время живёт в устойчивом обществе, у него появляется время. У него появляется время для всяких увлечений, для вопросов, для гражданских инициатив, для чтения книг, для написания всяких книг, для обдумывания всей своей жизни. И тоже известно, что ничего хорошего из этого не выходит. Для власти, естественно. Тогда возникает альтернатива: человека надо занять. А что может лучше занять человека, чем борьба за выживание? Поиск работы, маленькие зарплаты, постоянная тревога за образование детей, которое постоянно меняется, а это не позволяет многим родителям быть или чувствовать себя авторитетом для детей, и прочее, прочее, прочее.

Изменение ВСЕХ условий жизни. И не просто изменение. А ПОСТОЯННОЕ их изменение. Как только к чему-то люди привыкли, а мы – бац! И вот они снова заняты – привыкают! И так всё время. Люди – «белочки в колесе»! Но это самая эффективная стратегия отвлечения людей от главных вопросов: зачем это всё, когда это кончится, и куда всё (собственность) делось?

Привилегии и коррупция. А помните, как всё начиналось (как любят у нас вопрошать некоторые в своих песнях)? Итак, почти 30 лет назад (быстро время летит, да?), мы все вместе начинали бороться с привилегиями партийных чиновников.

Сказать, что бороться с привилегиями – это плохо, будет неправильно. Вопрос ведь в другом, что за всей этой борьбой стояли совсем другие цели. Какие? Оглянитесь вокруг и посмотрите, что было, и что стало. Даже «бедный», по нынешним временам, Зюганов живёт так, что даже правящему генеральному секретарю и всему Политбюро времён СССР, и не снилось.

Конечно, проблема не в том, как «они» живут, проблема в другом. В том числе и в манипуляциях социальными энергиями, когда желания, настроения, устремления и ценности людей используются для прямо противоположного, для другого.

Борьба с привилегиями «партноменклатуры» захватила советское общество во второй половине 1980-х годов. А в чём была проблема? В том, что общество сравнивало жизнь руководителей коммунистической партии с теми ценностями, которые звучали откуда-то с начала XX века, с времён революции и Великой Отечественной войны: «Коммунисты – вперёд!». Происходил разрыв между провозглашаемыми высокими ценностями и обликом существующей власти, называющей себя коммунистической.

Итак, у людей произошёл разрыв между коммунистическими ценностями и жизнью. Те, кто взял на себя роль не только управления, но и носителей, и трансляторов духовных ценностей коммунизма, стали восприниматься в обществе как фарисеи и лицемеры.

Привилегии руководителей компартии были всего лишь символом расхождения жизни и ценностей в поздне-советское время.

И что мы получили в результате борьбы общества за «очищение» общества, за совпадение этих самых ценностей и жизни? А ведь большинство общества тогда выступало только за «очищение» социализма. А получило общество то, что «привилегии» советского времени сегодня воспринимаются как «детские шалости». Общество получило не изменение коммунистической элиты в соответствии с коммунистическими же ценностями, а прямо противоположное – полное разрушение не только коммунистических, но и вообще духовных ценностей.

Ещё раз сформулирую это же, но иначе. В результате нашей борьбы за жизнь советской элиты по провозглашаемым ею ценностям, элита с радостью выбросила и разрушила все сложные и духовные ценности вообще. Она не стала жить по высоким ценностям, она просто разрушила эти высокие ценности в обществе. По-другому это называется: «да гори оно всё синим пламенем!» Вот «оно» и сгорело, а мы с вами живём на этом пепелище. Но это не значит, что разрушители тоже на нём живут. Нет.

Это урок. Есть такие «уроки» - историческими уроками они ещё называются. По ним плохо учатся, но учатся те, кто книжки только для развлечений читает. Теперь, поэтому прежде чем бежать что-то поджигать, сначала подумайте, а зачем и кому это надо? И на свою жизнь посмотрите, и на жизнь не таких далёких соседей, типа Ливии, или Египта, где ещё вчера всё пожгли, да и сегодня дожигают то, что осталось.

Не жги! Брось свой «факел». Лучше за ведром с водой сходи, толку больше будет.

Итак, борьба с привилегиями коммунистической «партноменклатуры» закончилась тем, что сама «совесть», которая была маркером этой борьбы, была разрушена. Номенклатура исчезла, но исчезло и всё, что было в нашей жизни, и было самой этой жизнью. Зато появились миллиардеры. Они уже живут без привилегий, без продуктовых наборов к празднику Октябрьской революции. Нет, миллиардеры, «законно» теперь покупают виллы и дворцы во Франции, Англии и других живописных и цивилизованных местах. Печально пролистывают объявления о продаже недвижимости в разных уголках земного шара, раздумывая, куда-бы вложить ещё эти, с трудом выдранные из общества, миллиарды. Они рассказывают нам о том, что нельзя завидовать другому, о том, что богатые обязательно нам нужны, а мы - ещё не Европа и вообще – дикие, поэтому они всё чаще проводят время вдали от нас, от диких.

А что же мы? А у нас сейчас новая проблема. Очень большая проблема. И соотносимая с той, которую мы уже побороли. Помните? Ну та! Ну та самая – борьба с привилегиями. А теперь вот другая. Но масштаб её тот же – борьба с коррупцией. Теперь у нас это самое главное. Так нам рассказывают. Вы уже ощущаете, как чувство вашей справедливости возбуждённо "охает"?

А теперь вспомните, чем закончилась борьба с привилегиями? И теперь подумайте, чем закончится борьба с коррупцией? И кому нужна эта самая борьба? Не наборолись ещё?

Но ведь она есть! – крикнет мне кто-то. Конечно, есть! – отвечу я. Но прежде чем бежать с каким-нибудь «синим ведёрком», сначала подумай: в чём состоит проблема, она ли у нас самая большая, и что нужно делать.

Пришло время ясных вопросов и ясных ответов. Можно ли было побороть привилегии в советском обществе? Нет, побороть их можно было только вместе с советским обществом. Почему? Потому что советское общество появилось не как результат конца развития капитализма, а вместо него, на той же индустриальной базе капитализма, которая и была создана только в период СССР. Это означало, что в советском обществе ещё не существовало предпосылок и условий для пост-капиталистического общества, но возникла альтернатива ему. Советская элита, советский господствующий класс, в отличие от элит других обществ, был связан, ограничен коммунистической идеологией. Свою «элитность» советской бюрократии удавалось реализовать только опосредованно, не напрямую, через те самые ограниченные привилегии и особые внутрикорпоративные отношения (блат).

Так называемая «демократическая» революция второй 1990-х годов сформировала две большие и неравновесные группы элиты: крупных собственников и высшую государственную бюрократию. Крупные собственники – миллиардеры получили различными незаконными способами БОЛЬШИНСТВО государственной собственности бывшего СССР. Причём, получили они не ту собственность, которая неэффективна, и как нам говорили, будет позитивно реформирована новыми собственниками, а именно наиболее современную и высокодоходную общую государственную собственность.

В результате, оценочно, 1000 человек владеет сейчас 70% экономики страны. Это один из самых (если не самый) высокий уровень концентрации собственности экономики страны в частных руках. К чему это всё? К тому, что основные деньги, основные ресурсы страны, как и основные проблемы -лежат совсем не в области коррупции чиновничества.

А что же такое – эта самая коррупция в нашем обществе (если совсем просто, и не трогать различные её формы и особенности. Нам, в данном случае, это всё совершенно безразлично)? А коррупция сегодня выполняет ту же самую опосредованную роль реализации классового господства, что и привилегии бюрократии в советское время. Представьте себе, ведь мы живём в классовом обществе, государство несёт ответственность за развитие и сохранение общества, экономики и всё остальное. Некоторые называют это «услугами», но это не так: власть никогда услугой не будет, пока она - власть.

И вот, государство, его элита (как сегодня "их" называют) несёт основную социальную ответственность, а основная собственность - у совсем небольшой группы лиц, которые никакой ответственности перед обществом не несут, или она очень сильно ограничена. А зарплаты у высшей бюрократии приблизительно такие, как у не очень высоких управляющих у этих самых миллиардеров. А так не бывает. Тем более, что нынещние руководители и не апостолы, и не коммунисты. Можно всё, что угодно дальше говорить, и о чём угодно рассуждать. Но это не христианское царство и не коммунизм. И руководители наши не ангелы. И главное в нашем обществе - что? Вспоминайте! Об этом главном везде говорят: в рекламе, в сериалах, в новостях, и прочем… Главное, что это самое главное в современной элите и в обществе совсем не в том, про что написаны даже симфонии классической музыки.

Так вот, коррупция высших (подчёркиваю, высших) чиновников – это способ восстановления социальной справедливости между миллиардерами и бюрократами. В элите тоже есть своя социальная справедливость. А как вы хотели? Она другая, но она есть. Мы её видели в советском обществе как привилегии, сегодня - это коррупция. Но это она, не наша, а «их» - социальная справедливость.

Давайте теперь просто представим, а чем может закончиться борьба с этой самой коррупцией? Чтобы побороть её по настоящему, надо изменить существующее общество. А для этого не с чиновниками надо бороться, а национализировать украденные 1000 человек 70% государственной собственности. Ну и это будет только начало изменений, а не их суть.

Если же бороться именно с коррупцией напрямую, бегать за ней с «синими ведёрками», то закончится это тем же, чем и борьба с привилегиями советской бюрократии. Мы не коррупцию победим, а разрушим нынешнее наше государство. Ну да, оно не то, чтобы не очень хорошее. Оно просто - …  (а дальше должны идти не очень приличные слова, каждый сам их может поставить для себя). Но другого государства у нас нет.

Государства не станет. И что? Те, кто владеет этими 70% нашей собственности, они ведь космополиты. Им всё равно, что будет с Россией, с нами, им важна только собственность и возможность остаться в мировой элите и после России, после нашего конца торжественного.


Что и кто мы сегодня? Наши реформы должны сделать и поддерживать нашу жизнь в состоянии постоянной мобильности - неопределенности. Для нормального общества и человека такое состояние временное и при большой длительности – пограничное, что требует вмешательства специалиста-психолога. В нашем случае, мы как раз и имеем дело со специалистами, но теми, которые не лечат, а формируют и поддерживают такое пограничное, управляемое и очень внушаемое психологическое состояние - «песок через пальцы». Это выполняет и ещё одну важную роль – разрушение общих условий жизни, коллективов, невозможность формирования устойчиво длительных объединений людей, выходящих за их частные интересы. Постоянно длящиеся реформы рождают психологию «лагеря» - психологию животного страха и животной же борьбы за выживание.


У нас – неопределённость, занимающая наше «всё» и превращающая в синоним нашей личности геометрические ломаные линии и фигуры, как на картинах Пикассо, а в это время основные материальные, экономические и духовные ресурсы страны, в том числе и территориальные, постепенно становятся посторонними для нас.


Поддерживать такое состояние помогают и «новостные каналы» - сознательно транслируемые «калейдоскопы» взгляда на окружающий нас мир: набор природных, преступных и частных угроз для жизни каждого; отсутствие рационализма, логики и последовательности новостей; апелляция к частному и региональному, к случайному, а не закономерному.
       И что делать? Путей выводящих нас в Будущее не очень много, но все они связаны с нашим осознанием себя. Поэтому не бегай с "ведёрком", не поджигай факелы и жизнь вокруг себя. Сначала хотя бы посмотри вокруг... и найди глаза. Глаза, в которые можно посмотреть. Понимание. Изменения начинаются с этого. Найди глаза, в которые можно посмотреть, рядом с собой))))))

Tags: Манипуляции, идеологический образ, идеология, имитация, коррупция, развитие общества, реформы, справедливость, цель социальных технологий, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments