al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Почему я, за редчайшими исключениями, не матерюсь?

Оригинал взят у sthinks в Почему я, за редчайшими исключениями, не матерюсь?
- спросили меня сегодня в фб. Я ответила коротко: "А нахрена?"
Но раз уж по случаю жары весь день торчу дома, попробую разъяснить подробнее, а заодно и залепить пощечину общественному вкусу. Да-да, я знаю, что любимые и достойные френды не одобрят, но, может, хоть расшевелю немножко.

Есть тексты, в которых мат замечательно уместен - спору нет (и приводить примеры от Баркова до Алешковского и далее не надо - я в курсе). Есть френды, из уст которых мат звучит как "благоволите, милостивый государь, принять уверение в моей совершенной преданности". Им можно. И они это знают:). Есть и те, кого я просто люблю, и плевать, какую лексику они предпочитают.
Но это исключения, и они должны оставаться исключениями.

В пору моей юности считалось особым шиком, когда рафинированные мальчики-девочки со скрипочками рассуждали об эксизтенциализме, эманации, энтелехии и прочих словах на "Э" с непременным переходом на легкий матерок. Типа могём. Диссонанс между скрипочкой и подзаборностью - cool! Как же мне это, эхм, поигрывание претило неуместностью, натужностью и фальшью.

Может, кто из старожилов помнит, как лет 10 назад Марк Захаров написал статью "Здравствуй, моя Мурка!" ("...“Рожа! Ты понимаешь, что живешь в стране победившего криминала?.. Народ, прошедший через сталинско-ежово-брежневскую мясорубку, с годами меняет не только свою генетику, но и поведенческие нормы. Он не может себя вести иначе. Он не может веселиться иначе. Мурка не только зашухарила всю нашу малину — она еще, шалава, заложила в нас мощную программу рождения даунов, олигофренов, генетических уродов, мощным потоком ползущих ныне из ее пьяного материнского чрева. ").
Реакция варьировалась от иронического негодования до гневного недоумения, но была единодушной: мол, крыша поехала у замечательного режиссера. Да при чем тут «Мурка»?! Это ж великая песенная культура с корнями, залегающими так глубоко, что не добуришься. Вспоминали и древние разбойничьи, и лагерные песни советских зэков, и прелестный спектакль Марка Розовского и проч., и проч.
А я помнится, испытывала некоторое недоумение: братва господа, вы и вправду не понимаете или притворяетесь? Речь идет не о дворовой песне как таковой, а о пропорциях, о статусе.

Я давно не ездила в Россию, но когда была последний раз (лет 12 назад), поразилась тому, что долетающие разговоры прохожих на улицах Санкт-Петербурга содержали уже ТОЛЬКО мат. Все прочие способы выражения мыслей...эээ... похерены, ну, и мысли соответствующие. Потому как эстетика отнюдь не беззащитна, она дает сдачи.

Сами не заметили – и Гоп со Смыком перестал быть обочиной, вышел в мэйн стрим. Президент, который переходит на феню всякий раз, когда говорит «от себя», МИД, изъясняющийся на языке очереди в вино-водочном лабазе номер шесть, воровской закон как образец юриспруденции. Нынешняя общая российская приблатненность, торжествующее хамство и ликующая быдловатость - в большой степени результат снятия табу на мат. Не в прессе снятия – в мозгах.

Да и для самого мата ущерб очевиден. Утрачен статус, уровень экспрессии, обаяние запретности, соль. Скучно.

Кстати, всё вышесказанное относится только к русскому мату. Сравнивать с английскими факами не стоит. Уважаемая azbukivedi в своем посту/посте (кто-нибудь уже наконец объяснит мне, как правильно?) на эту же тему мне активно возражала, но не убедила. Другая структура языка, другой уровень табуированности, другая традиция.


Tags: духовная сила, духовная слабость, духовное, духовные ценности, различение добра и зла, расчеловечивание, цена социальных преобразований, ценности, ценностный вирус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments