al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Форсайт – «пароход», плывущий в никуда

В ходе прошедших в августе 6-дневных форсайт-сессий на теплоходе «Ленин» были предложены новые инициативы в области образования, разработанные при координации Агентства стратегических инициатив (АСИ). В частности, там были выдвинуты следующие предложения:

«Диплом о высшем образовании должен перестать играть решающую роль при приеме на работу. А вес ему должна придать бумажка, именуемая сертификатом и выдаваемая, как настаивают авторы проекта, независимыми Ассоциациями профессиональных сообществ. Сейчас уже вовсю идет работа по созданию системы компетенций и квалификаций. И по созданию этих самых независимых ассоциаций. Эксперты уверены, что эта мера с сертификатами значительно улучшит ситуацию с покупкой и продажей дипломов. Просто отпадет необходимость тратиться на «пустой» диплом.

Много говорили на теплоходе об образовательном форсайте. «Технологии форсайта (предвидения будущего) позволяют его участникам не только увидеть будущее, но и спрогнозировать возможные изменения в нем, поверить в лучшие из них и начать вместе работу над формированием этого лучшего будущего», – звучало в залах сессий не раз в течение всего плавания. Тенденции, проявившиеся, например, уже сегодня, по мнению участников форсайта, это переход на «цифру», рост мобильности всего общества, высвобождение большой массы людей из стандартной занятости и др. Ответы на эти вызовы практически найдены». (http://www.ng.ru/education/2012-08-22/7_diplom.html)

Удивительное это дело допустить современную молодежь ("молодёжь" - в смысле их опыта в государственном управлении) к управлению страной. Им кажется, что проблемы только в том, что до них не очень умные люди управляли страной, а теперь они всё исправят. Но даже форсайт-семинары на теплоходе "Ленин" не очень им помогают. Символизм - это хорошо, но ещё  и мозги надо иметь. Конечно, это отдельная тема, про современное государственное управление. Люди уверены, что управление – это говорение, проведение совещаний и прочие его внешние атрибуты. Всё-таки комсомол с его всесоюзными стройками, куда лучше готовил кадры для государства.

Вот так появился на нашем горизонте, вместо Госплана и других апробированных отечественных форм планирования,  зарубежный форсайт. Проблема не в том, что он зарубежный, а в, том, что это просто глупость. Если бы было сейчас время 30-х годов, сказали бы - вредительство, а если бы было время 70-х годов, то сказали бы – разбазаривание народных средств, или растрата. Ведь форсайт – это попытка «как бы» заглянуть в будущее. Но необходимо этим «заглядывающим» и о прошлом помнить, и напоминать. Того будущего, которое даёт форсайт - нет и не будет. Форсайт даёт нам синтетический образ желаемого будущего совокупного обывателя современности от власти, бизнеса и науки. Представьте, если собрать бы представителей России нэпманской в 1920-е гг, чтобы они представили своё видение и прогноз 1930-х гг. И какой бы это был образ? Им бы и в голову не пришло, что в 1930-е годы будет уже совсем другой мир, где даже их не будет. Наши сегодняшние "мечтатели" очень похожи именно на таких.

Если совсем упрощённо и грубо представить этот самый форсайт, то это сбор ответственных представителей государства, экспертного и профессионального сообщества, которые должны методом «мозгового штурма» выявить в той или иной области, проблемы, дать оценку состояния системы, оценить будущие трансформации системы и пути, ведущие к ним. В данном случае, это сфера образования.

Форсайт придумали наши зарубежные коллеги совсем в другом обществе, с другой культурой. И для ограниченного круга задач. Но самое главное, что они использовали его на развитой стадии общества. Общество тогда не то, что форсайтом можно предсказывать, но даже обыватели что-то тоже прогнозируют лет на 20-30, какие-то свои вложения, планы и прочее. Но совсем другая ситуация возникает в эпоху политической и социальной революции, как сейчас в России. А ведь наши ребята, играющие в форсайт, они не то, что с будущим, они с настоящим  ведь даже не определились. Они не понимают, что сейчас происходит со страной. Но проблема не только в том, что страна живёт в условиях незаконченной социальной революции регрессивного типа, так еще и в мировой системе происходят тоже качественные изменения (мировая революция), которые наши «игроки» вообще не видят. И что же они предсказывают? У врачей, после окончания вуза, есть целый период подготовки, интернатуры, прежде чем они начинают самостоятельно работать. А на социальном организме, который гораздо сложнее человеческого, кого пускают экспериментировать? 

          В том небольшом отрывке, который я привожу в начале, видно какие результаты получаются в ходе таких обсуждений. Например, решили бороться за качество образования и со злоупотреблениями в высшем образовании «принижением» роли диплома и повышением роли профессиональных сертификатов. Вот такая замечательная идея. Что она будет означать на практике? Она будет означать, что появится два места, куда надо будет платить, и которые договорятся между собой о соотносимости своих услуг. Теперь люди будут платить и вузу, и некой «независимой» ассоциации. 

Но за этой идеей есть и более страшное продолжение. Эта идея имеет и ещё более значимые последствия, чем усложнение жизни и увеличение выплат за дипломы. С введением этой системы начнёт изменяться отношение к высшему образованию, разрушаться его значение и позитивное отношение. Вместо высшего систематизированного и системного образования будут набирать силу всякие курсы, которые будут давать не образование, а просто навыки делать ту, или другую работу. Результатом станет не только разрушение всей классической системы образования, дающей не только знания, но и мировоззрение,  произойдет формирование того самого примитивного человека-потребителя, андроида (социального "робота"), который внешне ничем не отличается от человека. Но человек - это же не набор генов, признаки человека хранятся и передаются только культурой.  Человек начинается не с "компетенции", а с вопроса о том, что такое Хорошо, что такое Добро и Зло.  А если вместо этого формируется существо с набором "компетенций" и "квалификаций", то это уже другое существо, внешне очень напоминающее человека. Но ведёт оно себя совсем по другому, поскольку у него вычищены все духовные ценности и нравственность. На этой внешней похожести, поэтому общее с человеком и заканчивается.
         То есть результатом этих изменений станут не провозглашаемые изменения в системе образования, и не изменения к лучшему, а замена человека существом только внешне напоминающим его, существом с контролируемым и упрощённым внутренним миром. Для этого подготовлена группа технологий, позволяющих осуществить разрыв с прошлым. Это и новая ("компетентностная") система образования, не дающая целостного и системного взгляда на мир, это ювенальная юстиция, выключающая родителей из процесса воспитания детей и, соответственно, усиление, внешних (в том числе, внешних по отношению к культуре) средств контроля и воспитания молодёжи.

На что похожа деятельность и результаты наших игроков в форсайты? «Хронику пикирующего бомбардировщика», помните? Самолёт, теряя управление, идет к земле. Главное, что его траектория - падение. А в это время, представьте, экипаж увлеченно занялся «форсайтом» и обсуждает конструкционные недостатки двигателей и как можно будет решить эти проблемы в будущих их модернизациях. Конечно, это очень интересно, это похоже почти на древнегреческих героев-стоиков. Но там такое невозмутимое отношение к миру было результатом развития духа, а здесь это от недостатка ума и понимания.

Им надо самолёт из пике выводить, а они думают, как усовершенствовать планеры, двигатели и вооружение, а может быть изменить ещё и подготовку лётного состава? Единственное, что можно сказать, что чем быстрее у таких ребят заберут штурвал, тем лучше.

Ведь их отношение к жизни не ушло от:

Всё один и тот же сказ,

Что нам стоит дом построить,

Нарисуем, будем жить.

Tags: образование, прогнозирование будущего, прогнозирование социальных процессов, форсайт, цели образования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments