Начну с темы, которая, кажется, на первый взгляд, никакого отношения не имеет к ювенальной юстиции – это очень часто используемый в нашем публичном пространстве конечный аргумент, который объясняет как бы всё и почти всегда.
В публичных мероприятиях и обсуждениях сейчас очень часто для характеристики причин социальных и духовных проблем общества и человека используется слово «гены», или «генофонд». Эти слова выступают как конечное рациональное объяснение, как природно-научное объяснение. Всем вроде бы слово знакомо и всё здесь понятно, вопросов не возникает, и служит это объяснением через действительно научное слово, но которое, в используемых контекстах не имеет никакого значения, используется как универсально-абстрактная причина, такая же как Бог, но совершенно пустая, лишённая как религиозного, так и естественно-научного содержания. Используется известное всем слово, но с «открытым», пустым значением. Эдакая универсально-всеобщая причина всех проблем души и общества, вместо Бога, и как бы научная причина.
Ещё более интересно, что чаще других используют это объяснение через «гены» те, кто считают себя православными патриотами, и видящие главные проблемы страны и души в том, что «красные» погубили генофонд страны. А весь генофонд позитивный, как выясняется, был у «белых». Всё бы хорошо, только как тогда соединить «гены» и «Бога»? Кто или что всё-таки первопричина Сущего? И во что наши современные «побелённые» верят: в Бога или гены?
Наличие проблемы в вере наших гено-православных патриотов мы можем только констатировать. Она не главное. Она всего лишь показатель деградации массового общественного сознания, сознания обывателя. Понятно, что такое сознание не будет и не должно быть на переднем крае науки, но некоторую рациональную внятность и самокритичность оно всё-таки должно иметь. Не считая ещё, некоторых необходимых духовных ценностей.
Как всё это связано с ювенальной юстицией и патронатом? Они-то здесь при чём?
Но и в классическом православии, и в классическом, умном материализме душа не рассматривается как результат примитивного соединения частиц в разных вариантах. Как же видят сознание и душу человека те, кто верит в гены (ещё раз повторю, что эта вера не имеет отношения к реальному биологическому значению генов)?
Опять надо вспомнить, в чём различие значения генов у человека и у животных видов? В том, что у животных гены являются программой видового поведения и любое животное, даже лишённое родителей, всё равно получит запуск своей биологической программы жизни. У человека этого уже нет. Гены не определяют в человеке человеческое содержание. Гены человека оставляют биологически чистым лист вопроса «кто он», кем является. Человека, его человеческое содержание формирует совсем другой инструмент, не биологический. И называется этот инструмент создания человека – культура. Именно культура как накапливаемое, хранимое, используемое и передаваемое другим Знание и Смысл человеческой жизни, и является самой большой тайной человека.
И это становление человека процесс совсем не пассивный, в отличие от биологической видовой генной программы. Культурой можно овладеть по-разному и в разном объёме. Активность человека в овладении культурой зависит от усвоенной им системы ценностей, преобладании в них духовных или материальных ценностей. Именно ценности задают осознанные смыслы и направление жизни.
А как же эти ценности передаются? Это очень тонкий духовный процесс, который требует большого доверия детей к тем, с кого они возьмут пример того, что такое хорошо и что такое плохо. Что же делает ювенальная юстиция? Она заменяет и вытесняет нравственность безнравственными рациональными правилами: можно – нельзя, придумываемыми и защищаемыми всей силой и во всех возможных формах существующими социальными и политическими системами. По-другому этот процесс можно назвать переходом от духовной свободы к духовному рабству. Ювенальная юстиция будет формировать духовных рабов. В этом её главный смысл и реальное значение.
Базовые ценности и знания, самосознание, поведение, оценки явлений окружающего мира, формируются у человека в детстве, в семье. Это наиболее важная и незаменимая до сих пор никакими другими социальными институтами функция семьи. Что же делает ювенальная юстиция? Она не просто влезает и изымает детей из семей, где такая функция не выполняется, или выполняется плохо. Нет! Основное значение и результат их деятельности, в тех «цивилизованных» странах, где этот процесс уже запущен, совсем в другом. Своим вмешательством во все нормальные семьи (именно это самый главный и реальный результат создания такой всеобщей системы «отслеживания» воспитания детей), ювенальная юстиция ломает все классические человеческие формы воспитания.
Мы уже говорили, что без культуры, воспитания и семьи человек не появится. Ювенальная юстиция заменяет систему передачи человеческой культуры на совсем другую систему, которая формирует совсем не человека. Человеческое ведь не генами определяется. Вот зачем и где, нам понадобилось снова вспоминать про гены. И вот где, оказывается, совпадают взгляды и подходы тех, кто печётся о «генофонде» и ювенальщиков.
Так не часто, но бывает, что вопросы, которые кажутся философскими, отвлечёнными, абстрактными, теоретическими и, соответственно, поэтому - не практическими, оказываются на самом деле вплетены в самые что ни на есть жизненные цели, задачи, и даже, в каждодневные усилия и переживания человека. Когда и почему это происходит? Это происходит тогда и потому, когда разрушается окружающая жизнь до базовых вопросов человеческой жизнедеятельности, когда она разрушается до ценностей, принципов и убеждений. Так бывает в переломные периоды истории (революции, войны, концлагеря, социальные катастрофы) или переломные периоды человеческой жизни (болезнь, смерть, разрушение условий жизни).
Вот и здесь, поэтому, обсуждая вопросы, казалось бы, очень прикладные, правовые и совсем уж конкретные, приходится обращаться совсем к другому, и даже, казалось бы, никак не связанному с этим обсуждаемым вопросом. Например, касаться вопросов соотношения материального (природного, биологического, генетического) и идеального (социального, духовного) в человеке. Очень часто, и даже у продвинутых естествоиспытателей возникает иллюзия, что изучая мозг человека, они изучают его сознание, мышление, и даже их содержание. В религии это называется душой человека, а в светском представлении это часто называется личностью. Не вдаваясь в тонкости, которые нам здесь совсем не нужны, можно только отметить, что вопрос состоит в том, а где собственно находится тот, кто называется и осознаёт себя как «я»? Где находится тот, кого мы оцениваем как «себя»?
Оказывается, что у классического христианства и научного материализма здесь гораздо больше общего в понимании, по сравнению с теми, кто расчленяет мозг на атомы, пытаясь найти «душу» человека.
Где существует человек, его душа? Где ловить-то её? Для вульгарного материализма вопросов не существует, он изучает физический носитель – мозг, пытаясь в соотношении различных физических и химических процессов найти причину и конечное объяснение духовных феноменов.
Что это означает и с чем это можно сравнить? Представьте себе телевизор. Это устройство может послужить примером того, что и как рассматривается и изучается в случае с человеком. Телевизор – физическое устройство для приёма, трансляции и воспроизведения различной информации. Это устройство может показывать вам совершенно разные программы, разного уровня, на разных языках и пр. Содержание того, что показывается, никак не зависит и не определяется этим самым телевизионным устройством. Качество трансляции – зависит, содержание – нет.
И вот представьте, что вы начинаете изучать и пытаетесь понять, что такое художественные фильмы, меряя напряжение, сопротивление и другие характеристики разных устройств телевизора во время показа художественных фильмов. Может быть даже пытаетесь определить, как изменяются характеристики устройств в зависимости от того, показывают они, например, фильмы про войну, или про освоение космоса, или на исторические темы. Дадут ли вам хоть какое-то приближение в понимании художественных фильмов, их содержания (идеального) ваши измерения электрических потенциалов телевизора? НОЛЬ! Но именно так изучают идеальное, сознание человека на основе изменения характеристик его мозга позитивисты, вульгарные материалисты.
Возвращаясь к "нашим баранам" – к ювенальной юстиции
Ну что, продолжим? Продолжим, ведь «иного не дано» как совсем недавно говорила интеллектуальная голытьба перестройки. А идеальное нам дано и в ощущениях, и в переживаниях. (Привлеку только внимание представителей новых поколений, которые эти слова не знают, что «идеальное» не имеет отношения к «идеалу»).
Итак, воспользовавшись телевизором как моделью, мы увидим, что фильм без телевизора не существует, он существует благодаря этому физическому устройству, но сам фильм как произведение, мы никогда в этом устройстве не найдём. Телевизор – условие показа фильма, но ни его причина, ни его содержание. Если мы разрушаем телевизор, фильма не будет, но если мы изучаем это устройство, мы изучаем только УСЛОВИЯ, при которых это идеальное может быть про-явлено.
То же самое и с мозгом, и с человеческой душой. Мозг – это физическое условие существование идеального, человеческого сознания, но не его причина. Для того, чтобы оно появилось, это самое идеальное, необходима «внешняя станция», внешний передатчик (воспользуемся такими понятными образами), чтобы «фильм», идеальное в человеке запустилось. Этой станцией выступает человеческая культура. Содержание её, самое главное, передаётся человеку через «ретрансляторы» этой культуры, и прежде всего через семью. Ведь человек, может усвоить разные ценности, как и телевизор может воспринимать все каналы, но настроен, как правило, только на какие-то из них. Это может быть «Культура», а может быть «СТС», или какой-то другой. «Настроенность» человека, системы его ценностей, задающих смыслы жизни человека, его представления о добре и зле, передаёт именно семья, именно она формирует ГЛАВНОЕ в человеке, что определит его идеальное, содержание человека, его судьбу, да и саму возможность быть человеком.
И снова к тому самому вернёмся: а при чём здесь ювенальная юстиция? Она здесь только «при одном»: она разрушает для большинства нормальных семей возможность передавать главное – формировать систему ценностей своих детей. Ювенальная юстиция, снова воспользовавшись моделью телевизора, уничтожает вашу возможность выбора настройки «телевизоров» ваших детей на какой-то канал. Или, другими словами, родители лишаются вообще такой возможности и такого права как «настройка», т.е. воспитание. Любое ваше вмешательство и попытка рассказать ребёнку, что есть в жизни другое, кроме её прожигания, натолкнётся на вложенную в него программу, что у него есть «право» делать всё, что хочет, а при давлении родителей – сразу обращаться и звонить в полицию. Во многих так называемых «цивилизованных» странах, а вернее, в большинстве из них, такая система УЖЕ действует
Что это за система?
Это контроль за содержанием «телевизионных каналов», которые вы смотрите и которые пытаетесь показать вашим детям, это контроль за идеальным, это примитивизация идеального всех последующих поколений, это лишение самостоятельности этого самого идеального и превращение его в набор материальных потребностей, которые сводят бесконечное духовное и идеальное развитие - к жизни перед экраном «стрелялки».
Таким образом, ювенальная юстиция и патронат – это не системы спасения и социализации в человеческой культуре детей со сложной социальной судьбой. Нет! Это системы, которые должны лишить существующие классические социальные институты, и прежде всего, семью, возможности самостоятельно формировать новые поколения, передавать им классические человеческие ценности, убеждения и принципы, глубину человеческой культуры, и формировать самостоятельное и глубокое идеальное.
Если совсем просто: ваши дети будут вашими детьми только физиологически. Ваши дети – будут не человеческими детьми, а человеческими «дубинами» ювенальной юстиции.