al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Categories:

Выступление патриарха в Госдуме: нравственность не может быть относительной!

https://al-vladimiroff.livejournal.com/271515.html - ЯНВАРЬ 2015 г.

Если задуматься о том, что такое справедливость (позвольте мне открыто сказать об этом в нашем собрании), мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна, и до недавнего времени не возникало никаких сомнений, как это понятие следует интерпретировать. А если в основе понятия универсальная истина, то она превышает возможности человеческого ума, человеческой инициативы и даже коллективного разума народов и сообществ. Однако сегодня справедливым, а значит и нравственным, стало считаться только то, что с новыми господствующими философскими и политическими установками находится во взаимодействии. И, напротив, всяческому порицанию, вплоть до отказа в праве на существование, подвергается иной взгляд, который демонизируется политически и идеологически ангажированными СМИ. Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается. «Хорошо то, что хорошо для великой Германии» — известный тезис. И нравственность исчезла. Когда мы нравственность обуславливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала. И сегодня, когда нам говорят, что нравственно только то, что поддерживается мировыми СМИ, а все остальное является безнравственным, то мы перед собой имеем ту же самую проблему, через которую человечество уже проходило на путях разрушения нравственных начал.
Идея абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, подчеркиваю, и отказа от приоритета нравственной нормы, стал для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века, потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода. Все это происходит от того, что из сознания и жизни людей исключается высшая справедливость и высшая правда. Последствия такой апостасии плачевны для человеческого общества, оно становится нежизнеспособным.
http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html

Добро, Истина и Любовь не могут быть относительными. Патриарх несомненно прав, когда говорит о том, что нравственность не может быть относительной. Её относительность – это её конец. Провозглашаемая сегодня на Западе толерантность – это как раз фиксация ситуации относительности нравственности на Западе, её уничтожения и замены на право. Такая ситуация, если по-простому – ситуация официальной победы Зла в рамках общества. Это надо понимать, так же как духовную вирусность «относительности нравственности» и «относительности людей – люди бывают разные».
Правда, в связи с напоминанием патриарха Кирилла об абсолютности нравственности, возникает вопрос тогда к нашей элите и к тем, кто стал миллиардерами: именно они воспринимали нравственные нормы как небезусловные, относительные, необязательные, позволяя следовать своим желаниям и интересам, а не ценностям, нормам и смыслам. И можно вспомнить, что советское общество совсем не случайно провозглашало моральный кодекс строителя коммунизма, совпадавшего с христианским мировоззрением и нравственными заповедями христианства. Проблема ведь совсем не в том, что коммунисты не смогли придумать другой нравственный кодекс, в чём, посмеиваясь, обвиняли Советы наши священники. Современный Запад показывает, что и придумать иное можно, и разрушить эти нравственные ценности тоже можно, и даже можно превращать это в должное.
Советское общество впервые не только провозгласило христианские ценности, но и попыталось сделать их действующими, обычными, надправовыми – главным регулятором человеческих отношений, общественной и личной жизни людей. Сегодня даже вся Церковь во главе с патриархом не могут себе позволить призвать следовать им в жизни, в экономике, в управлении, дать нравственную оценку тем, кто разворовал общее благо.
Тогда возникнет воспоминание о той самой евангельской притчи про юношу:
«Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф. 19. 16–26).
Tags: добро и зло, права человека, правда, правовое государство, правовое преступление, правопорядок, православие, смысл жизни, смыслы, справедливость, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments