al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Categories:

Самые сокровенные "тайны" - у нас перед глазами

Сейчас можно часто на самом высоком уровне услышать о необходимости толерантности. Тем, кто «наверху» можно простить непонимание. Им не до того, - власть часто требует совсем других усилий, чем ум и размышление. Что же такое толерантность? Слово-то хорошее. По крайней мере, мы так считаем, что  есть такое «хорошее» слово. Как вы и сами понимаете, дело-то ведь не в словах. Что же этим словом называется и почему раньше мы в этом слове почти не нуждались? А словом этим называется ТЕРПИМОСТЬ. Причём, именно внешняя терпимость. Просто тупое терпение, до поры, до времени. Какие бы толкования не пытались сейчас дать, но проблема-то состоит не в толковании, а в том, что за политика, за отношение, действие стоит за этим словом.

Ведь можно всё, что угодно говорить, например, о слове «революция», или «демократия», но реальность цветных революций никакого отношения не будет иметь к этим витиеватым рассуждениям.

"Заимствованный у Запада термин "толерантность" имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в среду и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых. (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28789)

Так говорит один из тех людей, кто имеет дело в силу своих занятий с проявлениями души и духа. И он совершенно прав. Хотя можно и нужно усилить его высказывание, убрав «зачастую». Само слово «толерантность» понадобилось именно тогда, когда начали разрушать национальные культуры, национальные и традиционные религиозные системы нравственности, заменяя их абстрактными, «разумными» принципами правовых отношений.

Есть ли другой тип соединения и взаимодействия других культур и ценностей, чем разрушающая их толерантность, которая объединяет на базе разрушения и на базе бессовестного (в прямом безоценочном смысле этого слова) права, а не совести?

Есть! Достаточно прийти на Красную площадь и посмотреть на храм Василия Блаженного. Это как раз «матрица» другого отношения и объединения культур не на основе разрушения, а на основе объединения вокруг более высокого смысла.
Храм Василия Блаженного

Сейчас реально представлено два типа объединения человечества. Оно ведь уже давно происходит на наших глазах. Например, и борьба двух сверхдержав СССР и США – это ведь тоже один из решающих этапов такого объединения, когда решался вопрос о принципах и ценностях, на которых будет объединяться человечество.

Итак, один тип объединения (США, Запад) предполагает, предлагает и осуществляет однородность: формирование из разных культур и цивилизаций однородной человеческой массы. Пероначально этот способ был опробован в США. Национальное если и остаётся, то только как «экзотическое», празднично-досуговое, этническое, а не жизненное. Нравственность (в том числе и религии) и культура разрушаются до невозможности их использовать как смыслы и принципы жизни, отношения с другими людьми. Ценности заменяет толерантность, как правовое безразличие к совести, к вопросам добра и зла, как выражение только одной «правды» - юридического «разумного» регулирования поведения человека, границ такого поведения и допустимого в поведении. Это объединение на максимально "низком" и простом общем. Объединение за счёт упрощения, зе счёт разрушения сложных форм. "Неандертализация" человечества. Так можно было бы назвать этот "замечательный" проект.

Другой тип объединения представлен Россией и её огромным историческим опытом включения в общее дело других народов и культур. Россия объединяет не уничтожая, а со-единяя вокруг высокого смысла, большой идеи. Это объединение не за счёт разрушения национальных культур до отдельных «атомов» общества, до отдельных людей, а за счёт надстраивания над всеми культурами общего проекта, снимающего противоречия и проблемы разных национальных культур включением их в духовно-смысловую систему более сложного уровня. Девиз такого подхода: не разрушай до Зверя, а поднимай до Света!

Храм Василия Блаженного как раз и показывает, как можно объединить самые разные формы, цвета, конструкции, размеры, их самые немыслимые сочетания в общую гармонию, созданную симфонией духовного смысла и Веры. Это не мыслимая (т.е. не существующая только в нашей голове), как говорят некоторые (например, Кантор), а реальная симфония русской культуры и жизни.

На стороне национальных культур стоят государства. Государства возникая, начинают формировать устойчивую систему накопления, хранения и передачи всей совокупности национального опыта, т.е. они создают, хранят и развивают национальную культуру.

Как раз, даже значение государства тоже покажет нам храм Василия Блаженного. Ведь этот храм ассиметричен, но гармоничен со всех сторон и только с одной стороны, со стороны Кремля, символа государственной власти, его гармония получает ещё одно измерение – симметрию. Пространственная симметрия показывает одинаковую со-размерность всех частей общества по отношению к государству.

Сейчас именно «обычным» людям важно понять значение нашего государства и государства вообще. Элита обменяла смысл на собственность и также легко откажется и от государства за спокойную жизнь для себя и своих потомков в благоустроенных странах, за бытовой комфорт. Кому же это всё тогда нужно, т.е. государство? Только нам с вами. Больше у нас ничего нет.

Уничтожение национальной культуры, национального сознания (не путать с этническим), сверхсознания сверхдержавы (в период СССР, включающее в себя общемировой смысл существования), традиционного воспитания (передачи главных ценностей и смыслов жизни) уничтожает и основу существования государства как исторического субъекта. Государство превращается просто в региональную администрацию.

Например, тогда и вопрос о так называемой базе НАТО в Ульяновске это не вопрос о статусе и не технический вопрос, это вопрос разрушения в нашей душе границ допустимого, ещё один шаг к появлению в нашем сознании психологии обычного региона, а не державы и сверхдержавы. Ну и что? – спросят некоторые. Им ответить нечего, они сами всё увидят. Но потом. А тем, кто еще думает и пытается понять, надо это делать сегодня.

Итак, государство создает и поддерживает национальную культуру, но и само существует лишь до тех пор, пока она есть. Если образно выразиться, - это его душа. Что происходит и с человеком, и с государством, когда эта самая «душа» разрушается, исчезает? Либо превращение просто в тело, либо смерть. Перед этим простым выбором и стоим мы с вами сегодня.

Государство формирует самосознание общества в форме истории, в разных её формах. Да и само оно существует до тех пор, пока есть это самое самосознание общества. Сделано всё для того, чтобы такое самосознание у нас исчезло. Хаос в истории, хаос в оценках, разорванная история, разорванные смыслы, разорванные взгляды и разорванная способность понимать историю (этот разрыв получил название «выбора»). 

Ещё князь Владимир сделал всё, чтобы вместо полян, древлян, северян и других племён возникла единая нация. И мы одни из немногих, даже в Европе, кто утерял свои племенные корни ради более высокого человеческого объединения. А что происходит сейчас? А сейчас делается всё, чтобы выросли и развились любые сохранившиеся формы не высокого, а именно бытового, регионального, племенного различения. Именно поэтому сейчас живущие до Урала граждане нашей страны лучше представляют Турцию, чем Сибирь и Дальний Восток.

Армия была одним из действенных механизмов не только защиты страны, но и формирования общего национального самосознания. Сегодня же большинство стало служить там же, где и призвались, и, кроме того, большинство просто не служит. Поэтому эмоции вызывают у молодых людей не реальные угрозы нашей стране и её существованию, а результаты футбольных матчей той или иной команды. Мнимое стало значить больше, чем реальное и важное.

Например, те, кто сейчас требуют юридически проверить произведения Ленина на экстремизм, как раз и демонстрируют разрушенные духовные ценности и апеллируют не к высокому, а к формальному и юридическому. Не дают им Ленин и проблема 100-летия революции покоя. То министра культуры "из-за угла" выпустят, то вот церковь натравливают. "Понтия Пилата" хочется им найти. Всё им хочется, чтобы не их руками это было сделано, а теми, кому доверяют в обществе. А что будет потом с теми, кто это сделает? А кого это волнует? Хочет ли православная церковь оказаться в роли "синедриона" XXI века? Юридическое осуждение Ленина сегодня находится в том же ряду, что и правовое оправдание грабительской приватизации. Можно, конечно, в одном случае оправдать, а в другом случае, - осудить. Юридически. Но всё это будет называться одним древним словом – фарисейство. Церковь сама тогда встаёт на ту же сторону, которая считает право выше справедливости нравственности. Можно ведь и Евангелие в суде рассмотреть на предмет его экстремистского покушения на «священную» частную собственность. Вопрос Духа – это вопрос формально-логического соревнования? Чем это заканчивается? Не напомнить? Чёрной формой, и совсем не монашеской.
          А помнит ли церковь, что не на все вопросы можно ответить и поступить "толерантно", не экстремистски? А что есть Истина? И есть вопросы, по которам компромиссы невозможны. Помнит ли церковь идолов, положенных в основания стен многих монастырей, разрушенные языческие святилища? Можно на один такой камень, использовавшийся в языческом святилище и сегодня на берегу Плещеева озера посмотреть. И не только там. Может быть и это тоже надо в суде рассмотреть? И до чего мы дойдём тогда?

Наша культура, культура Совести, позволяет нам не прятать свои тайны. Мы можем открыто говорить и делать. Помните, как пугаются западные лидеры, когда начинают процессы и вещи называть своими словами, а не теми голливудскими образами «бесстрашных орлов», которыми они пытаются заслонить реальность? Западные лидеры всегда пытались разгадать тайну России, а потом Советского Союза. А мы её, как в сказке Гайдара про «военную тайну», даже не прячем. Она на виду. Но, чтобы её понять не разум нужен, а ум и совесть. А если у них это и будет, и они смогут это понять, то они сами станут другими, т.е. – русскими. Голгофа, Крест и Воскресение, как вопрос, ответ и смысл, они ведь на виду, и чтобы понять и прийти туда, не лбом надо биться, а на мир взглянуть всего лишь иначе, по-другому, по-человечески. 

Tags: «священность» собственности, Красная площадь, Ленин, Россия, историческая роль государства, национальная культура, правовая провокация, православие, суд над Лениным, толерантность, ценности
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments