Дипломатический корреспондент Би-би-си Бриджет Кендалл решил, что нас срочно нужно спасать и наше отношение к происходящему на Украине объясняется только тем, что мы мало знаем:
Все эти лоснящиеся, щедро финансируемые каналы (государственного российского ТВ – А.В.) транслируют одну-единственную, с незначительными вариациями, версию происходящего на Украине. Час за часом в эфире идут отшлифованные, эмоционально заряженные, ударные репортажи, наложенные на драматическую, возбуждающую музыку, вызывая учащенное сердцебиение.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/06/140606_russia_stalinist_propaganda_kendall.shtml
Автор не понимает ни Россию, ни наше отношение к Украине, ни наши различия с Западом. Сегодня его рассуждения, спустя 30 лет после того, как наши люди впервые их услышали и завороженно слушали про "разные версии", воспринимаются как очень примитивные. Проблема нашего восприятия – это не проблема услышанных версий и не проблема некоей последовательности фактов и их интерпретации. Для людей типа Псаки конечно такой подход очень важен, хотя и непонятно, чем собственно и как такие люди анализируют? На основе чего «псакийский человек» западной цивилизации будет делать свой выбор из нескольких версий событий? У него для этого нет ни органа, ни методологии. Человеку русской цивилизации безразличны версии, он понимает цели, и соотношение происходящего с ценностями справедливости, добра и зла. Для нас важны не версии, а нужна правда.
Что есть Истина? – это первый и последний вопрос для оценки. При чём здесь «версии»? Мы не «Псаки», а мир - не «США».
Журналист Би-би-си не понимает, что никакие версии мне, например, не нужны. Сам журналист никаких новых версий не выдвигает, я ему могу дать этих версий больше, чем он может найти в печати. Только версии ничего не дают, поскольку там есть очень чёткая правда. И эта правда понятна и мне, и десяткам миллионов наших соотечественников по обе стороны границы. И даже по все стороны границ. Именно в этом и свобода, и правда, и поэтому нам безразличны версии. Мы их знаем и так, без всякого ТВ. Мы не кроссворд в туалете отгадываем, чтобы заниматься пустыми домыслами рассудка.
Для журналиста Би-би-си важны версии событий на Украине, а для нас важно, что киевское правительство убивает женщин и детей. Нам наплевать на версии и наплевать на объяснения, мы знаем, что это зло, это преступление, и никакие версии убийства мирного населения не отменят нашей оценки этого как зла, - зла безусловного.
Как и во время Второй мировой войны, может быть Би-би-си интересовали версии столкновения гитлеровской Германии и СССР, а нам важны были не они, иначе над Москвой развивалось бы знамя со свастикой. Нам важна была всегда правда. Только эта правда и вера заставляла советских людей совершать подвиги, и жертвовать собой, например, закрывая амбразуру, как сделал Александр Матросов. И подвиг людей состоял не в убийстве других, а в жертве собой для спасения других.
"Это агрессивная и вводящая в заблуждение пропаганда хуже, чем всё то, что я наблюдал в Советском Союзе", - говорит мне Лев Гудков, руководитель независимого аналитического Левада-центра.
Издатель и главный редактор журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохороваидет еще дальше в своих оценках, называя эту пропаганду сталинистской. По ее словам, она напоминает ей об антизападной истерии конца 1940-х, когда над страной висел страх репрессий.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/06/140606_russia_stalinist_propaganda_kendall.shtml
Для журналиста Би-би-си в основе поворота русской политики и патриотических настроений кажется лежит деятельность, как он считает, бывшего русского маргинала (как говорит автор статьи) Александра Дугина. Это, кстати, пример того, как выглядят «версии» чего-то вблизи: версия есть, а понимания нет, и к пониманию эти версии не приближают. «Версии» - это способ информационной манипуляции отношением, настроением, оценками людей.
А сам журналист Би-би-си нашёл нравственных маргиналов российской культуры, которые конечно не разделяют настроений нашего общества. Надо сказать, что они никогда не разделяли ценностей русской культуры, поэтому Запад был для них всегда ближе, чем смыслы нашей жизни. И это не просто слова. Ведь кто наиболее активно принял участие в приватизации и стал российской экономической элитой, российскими миллиардерами? Ими стали те, кто никак не разделял ценности и нравственные убеждения русской культуры. И что? Ничего, не им нас учить миру, смыслам жизни и ценностям добра.
Если для маргиналов русской культуры, происходящее в России, это либо последний всплеск авторитаризма, либо эмоциональный всплеск патриотизма, то для людей русской культуры, происходящее в стране означает преодоление как раз внешних способов информационной и нравственной манипуляции, осознание своих ценностей, ценностей русской культуры как внутренних, правдивых, справедливых, осмысленных, общечеловеческих, – нравственных.
Складывается ощущение, что каждый здесь будто зритель какого-то спортивного соревнования. Повсюду наблюдается отстраненное упоение, как будто у этой оргии патриотизма нет и не будет никаких последствий, так что и вовсе нет смысла рассуждать, к чему это все может привести.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/06/140606_russia_stalinist_propaganda_kendall.shtml
Осознание людьми, гражданами России происходящего в стране, в мире, возвращение интереса к этому и преодоление апатии и депрессии, журналист Би-би-си называет «оргией». Хотя конечно, я понимаю смех и пренебрежение Россией того, кто поднялся на несколько этажей строящейся Вавилонской башни и смотрит смеясь на тех, кто копошится, живёт и о чём-то говорит внизу. Но Россия даже проект коммунизма превратила из «башни» в осмысленную жизнь по совести.
Для журналиста Би-би-си важны не убитые на Украине дети, а «версии» убийств. Но для нас жизнь – это не книги про расследования Шерлока Холмса, где можно на досуге и безразлично поупражнять мозги в разгадках преступлений. Для нас происходящее – это столкновение реального добра и зла, светлого и тёмного, доброты и агрессии, смирения и гордыни. Это понимали ещё древние люди, утверждая, напутствуя и обучая: «Не можете служить Богу и маммоне».