al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Categories:

Красная площадь – святыня или услуга?

https://al-vladimiroff.livejournal.com/22195.html - ДЕКАБРЬ 2012 г.

Рассказывая о причинах социальных протестов и социальной коллективной активности в последнее время, пресс-секретарь президента Д. Песков дал оценку и сути государства, смысла и цели его существования:

«…государство оказывает некачественные услуги. Что обязано делать государство? В чем суть государства? Оно должно делать какие-то вещи глобальнее: чтобы был мир, вооруженные силы, правопорядок и также обеспечивать огромное количество услуг, стандартов, социальных услуг, бытовых, из которых строится ежедневная жизнь людей".

http://ria.ru/society/20121209/914020770.html

Государство представляется при таком подходе просто как организация, предприятие «ЖКХ», которое отдельным людям представляет плохие или хорошие услуги. А люди эти могут, как бы (как и в случае с настоящим ЖКХ), взять, да и выбрать другое ЖКХ, которое предоставит более качественные услуги.

За всем этим, за таким взглядом на государство, стоят примитивизированные идеи эпохи Просвещения об обществе и государстве. И тогда-то, в эпоху буржуазных революций, не Бог весть, что за идеи это были, а сейчас они представляют ещё более простой и идеологический вариант понимания «разумом» (но не умом) общества и его устройства.

Есть ли здесь правда? НЕ совсем. Или совсем не правда. Чтобы наглядно представить содержание такого понимания государства-услуги, давайте попробуем представить его в виде других образов. Давайте попробуем общественный организм заменить на индивидуальный, человеческий. Перенесём образ государства-услуги на человека. И что у нас тогда получается? А получается тогда, что мозг человека существует только для того, чтобы оказывать услуги телу: в поиске пищи, в её приготовлении, в поиске специально приспособленных и удобных мест для сна и отдыха, и прочих, необходимых постоянно нашему телу услугах. Ну и ещё иногда он нужен, чтобы о чём-то более «глобальном» подумать и соотнести наше тело и его жизнедеятельность – это о Родине, скажем, или отношении к ней, защите её и пр. Бред ведь? Бред! И не только на уровне отдельного человека, но и общества. Когда смысл государства ПОЛАГАЮТ как некую услугу - "бюро услуг".

Проблема соотношения части и целого системы, проблема главного и неглавного – это не только проблемы философии, и не только проблемы конкретных наук. Мы видим, что это и проблемы власти в обществе, понимания властью общества, эти научные проблемы становятся сегодня и актуальными проблемами осуществления власти в стране. В советское время бюрократия руководствовалась догматическим и вульгарным марксизмом, но он же одновременно задавал ей и определенный уровень понимания, определённую сложность такого понимания социальных процессов. Сегодня же, когда у нас в стране нет вообще устоявшихся и адекватных представлений об обществе и истории, в руководстве страны, среди элиты победили обыденные, примитивные взгляды на общество и историю. Проблема только в том, что эпохи, когда можно было не обладать никаким, или никаким сложным пониманием общества, уже закончились и «цветные революции» - один из показателей конца такого  безумного и бездумного отношения к истории.

За утверждениями пресс-секретаря (и не только его), за современной идеологией государства-услуги стоит представление, что общество - НЕ ОРГАНИЗМ, а механическое или немеханическое, но внешнее объединение людей.

А за всем этим стоит обоснование и идеология пост-государственного периода. По-другому это ещё называется новым мировым порядком. Сначала то, что было создано всей историей народа и цивилизации, что связано с главными глубинными духовными ценностями этой цивилизации, сначала это становится просто «услугой». А потом уже вместо ценностей и святынь народов и цивилизаций приходят некие «цветные революции» с пустыми, но «общечеловеческими» словами, лишёнными  главных общечеловеческих ценностей различения Добра и Зла.

Вот и Красная площадь стала сегодня такой своеобразной ареной духовной борьбы: есть ли и нужны ли святыни в нашем мире, или существуют только услуги, а всё остальное - только наши заблуждения? Те, кто выступает за государство-услугу, считают, что Красная площадь – это такой большой «макдональдс» под открытым небом, своеобразный аттракцион. Всё остальное, все эти святыни, «кладбище» - только мешают людям веселиться. Ну и цель ведь у людей, по этой логике в жизни только одна – веселье, питье и еда. Короче, это определенное представление о человеке и его сущности. Человек в такой логике «не звучит гордо», это всего лишь потребитель, и ничего кроме этого собой и не представляет. Это отрицание не только определяющей роли духовного в человеке, но и отрицание его вообще, в том числе и отрицание религиозной души. Это жизне-утверждение как главного и единственного в человеке его «праха», плоти, первичных потребностей.

Борьба между теми, кто превращает Красную площадь то в каток, то в развлекательный концерт, и теми, для кого это Храм национальных святынь под открытым небом – это не борьба архитектурных предпочтений, и не градостроительный вопрос. Это вопрос ценностей жизни, главного в ней. Это вопрос о том, имеет ли человек Душу, не важно, как при этом она трактуется: религиозно, светски, или советски. Что является сущностью человека, общества? Вопрос ведь сегодня не в том, что первично. Вопрос в том: что определяет смысл, ценность, цель жизни как человека, так и общества.


Красная площадь стала национальным символом именно в советское время. До этого она была одним из значимых, но не самых важных мест. Скорее, это было обычное торжище и обычная, хоть и заметная московская площадь. Именно в советское время Красная площадь стала не просто площадью, как например, Сенатская площадь в Санкт-Петербурге, а священным, духовно значимым местом для всей нации, для каждого гражданина. Никому ведь из других городов и республик не придёт идея назначать встречу, например, спустя 20-30-40 лет после выпуска из школы или вуза на Сенатской площади. А на Красной площади пока ещё назначают. Хотя из неё хотят сделать не Храм, а «каток»: чтоб для «людей» было. Вопрос только - для каких людей?


Карнавализация или де-сакрализация – называется такое превращение Храма в «каток».

Красная площадь приобрела своё общенациональное значение только тогда, когда она стала духовной симфонией, симфонией в камне нашей цивилизации, когда она соединила православные и советские духовные символы на основе общих и самых главных духовных ценностей страны, государства и народов. Вспомним, что такое Красная площадь? Это Храм Василия Блаженного, памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, Лобное место, Кремль, Спасские ворота Кремля, Казанский собор, Мавзолей В.И. Ленина, могилы героев революции и заслуженных людей Советского Союза. Это место, где впервые появился не московский князь, а общерусский царь – Иван Грозный. Это место парада 7 ноября 1941 года. И это память о всех наших надеждах и событиях нашей истории, наших целях и устремлениях.

Но это уже другая история. Это НАША история.

Tags: Красная площадь, Красная площадь - каток, государство, государство-услуга, имитация, историческая роль государства, новый мировой порядок, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments