al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Category:

Коррупция и капитализм

https://al-vladimiroff.livejournal.com/21087.html - НОЯБРЬ 2012 г.


Нам рассказывают, что капитализм, рыночная экономика, ценности потребления – это хорошо, а вот коррупция – плохо. Вот всё вроде бы хорошо у нас, только коррупция ещё мешает. Поборемся, поборемся мы с коррупцией, и жить станет лучше, жить станет веселей.

Может ли так быть? Как связана коррупция и капитализм? Можно ли очистить капитализм от коррупции? Когда капитализм ставит коррупцию под контроль? И кому выгодно ставить коррупцию под контроль? Настолько ли хорош капитализм как «танцор», что ему только коррупция и мешает?

Капитализм – это общество, где главными ценностями являются материальные ценности, в частности, ценности потребления. Коррупция поэтому нисколько не противоречит базовым ценностям буржуазного общества. Если в РАЗВИТЫХ буржуазных обществах коррупция не так заметна, как в России, и занимает не такое место в экономике страны, как в России (или так кажется), то это не следствие лучшей организации этих обществ, не признак их «нормальности», а всего лишь следствие другого этапа их исторического развития.

В развитых буржуазных обществах существуют уже сложившиеся экономические и политические группы, контролирующие государственную власть и, в частности, заставляющие придерживаться её определённых рамок при осуществлении этой самой власти, ограниченности коррупции. Но это не от того, что нравственности больше, или законы работающие, а от того, что есть элита, которая контролирует общество и власть, и которая рассматривает эту власть, как свою техническую силу. Короче, крупные собственники сильнее, чем власть, а прибыль этих собственников является важнее доходов чиновников от власти.

Но в России всё обстоит иначе, хотя бы потому, что эту самую элиту собственников сейчас только создаёт государство, и создаёт оно эту элиту коррупционным путём, поскольку других путей создать за короткий период слой крупных собственников просто не существует. Является ли это оправданием коррупции и капитализма? Нет, это не является ни тем, и не другим. Просто констатация.

Вот часто для иллюстрации противоположности мотивов капитала и традиционной нравственности, приводят цитату из «Капитала» К. Маркса, где он, в свою очередь, цитирует Томаса Джозефа Даннинга:

«Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

Речь идёт ведь не о «врождённых», природных качествах людей и не о традиционной человеческой нравственности, и не о гуманистической морали. Речь идёт об определённом обществе, о капиталистическом (рыночном) обществе, его ценностях, человеческих отношениях, которые ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ смыслом жизнедеятельности человека, коллективов и общества в целом, считают – материальное потребление, прибыль.

Это, кстати, объясняет преувеличенное внимание и значение в этом обществе к праву, к юридическим отношениям. Ведь если главным для человека является его потребление, его вещественный эгоизм, то и традиционная нравственность и гуманизм перестают быть определяющими в отношениях среди людей, в обществе. Они остаются только имиджем, только картинкой для совсем других отношений. Какие же это отношения? Это отношения выгоды и отношения сдерживания чем-то ВНЕШНИМ (рационально придуманными правилами) от уничтожения во время борьбы за эти выгоды. Короче, право – это формальные регламенты борьбы за «еду». Такой борьбы, когда нет животных, видовых ограничителей, когда разрушены традиционные исторические нормы, основанные на различении Добра и Зла, и когда разрушаются культура и гуманизм, как высшие духовные ценности человека и человечества. Правовые нормы при капитализме - это внешние, нравственно безразличные правила, которые существуют лишь постольку и до тех пор, пока есть те самые «американские полицейские», которых у нас всегда уважительно приводят в пример. Это «толерантность», основанная на вооружённом принуждении со стороны безразличных к нравственности полицейских.

Другими словами, коррупция это ненормальный способ реализации норм рыночного, буржуазного общества. И то, эта «ненормальность» существует лишь на уровне фальшивого образа, имиджа, но не на уровне ценностей этого общества. Это важная часть буржуазного общества – игра в гуманизм и нравственность, которые выполняют роль искусственных цветов в их настоящем «празднике» жизни. Коррупция показывает, насколько ценности материального потребления овладели умами и душами людей, насколько они стали материальной силой.
     Коррупция - это показатель жизнеутверждения первичных материальных ценностей буржуазного общества, превращения их для этого общества из первичных ценностей - в высшие, задающие и объясняющие смыслы как жизни, так деятельности.

Tags: капитализм, коррупция, массовое сознание, нравственность, право, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments