?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В 1937 году в  Амстердаме  вышла книга Лиона  Фейхтвангера "Москва 1937", в которой автор делился своими личными впечатлениями и наблюдениями от поездки в СССР. Она вызвала нарекания и среди сторонников, и среди противников Советского Союза. Она представляет как исторический, так и художественный, и мировоззренческий интерес. Но хотелось бы сказать совсем о другом: не о Москве 1937 года и не о Фейхтвангере, а том, что объединяет автора книги о Москве 1937 года и сторонников (политиков и идеологов) современной глобализации.

Вот как Фейхвангер оценивал основания своего интереса к СССР и понимание содержания происходивших процессов:

     Вера  в разум. Я пустился в  путь в  качестве "симпатизирующего". Да, я симпатизировал   с  самого  начала  эксперименту,  поставившему  себе  целью построить гигантское государство  только на базисе разума, и ехал в Москву с желанием, чтобы этот эксперимент был удачным. Как  бы мало я ни  был склонен исключать из частной  жизни человека его логическое, нелогическое и чувства, как бы я  ни находил жизнь, построенную на одной чистой логике, однообразной и скучной,  все же я глубоко убежден  в том,  что общественная  организация, если она  хочет развиваться и процветать, должна строиться на основах разума и здравых суждений. Мы  с содроганием видели на примере  Центральной Европы, что получается,  когда  фундаментом государства и законов хотят  сделать  не разум,  а чувства и предрассудки. Мировая история мне всегда  представлялась великой  длительной   борьбой,   которую   ведет   разумное  меньшинство   с большинством  глупцов.  В этой  борьбе я стал на сторону разума, и  потому я симпатизировал  великому   опыту,   предпринятому  Москвой,   с  самого  его возникновения.

Собственно то, что мы сейчас видим в мире, это как раз то, о чём и говорит Фейхтвангер. Хотя идеологические обоснования «нового разума» как и «нового мирового порядка» другие, но это именно они претендуют - только на разум. Фейхтвангер изложил рационально плоское отношение к тому, что называется нравственностью, и желания, которые стали идеологией глобализации. Ведь у него в человеке и в обществе есть только следующие уровни: разум, нелогическое (предрассудки) и чувства. Всё то, что формировалось мировой историей как человеческая культура, как нравственные ценности, как культура цивилизаций (в том числе и мировые религии), по Фейхтвангеру – всего лишь предрассудки. Или в лучшем случае – чувства.

При таком подходе, понятно, что нужно избавиться от всего, что мешает «разуму». Только разум, при таком подходе, является высшим достижением человека, его синонимом и содержанием. А содержание самой истории – борьба «разумного  меньшинства  с большинством  глупцов». Хотя что такое разум? До ума ему далеко. Это всего лишь "чёрно-белый телевизор", который показывает лишь то, что "транслируют". Фейхтвангер же увидел свою мечту и мечту западных интеллектуалов в Москве, он увидел победу «разума» в СССР. К счастью то, что тогда реально происходило, отличалось от «победы разума».

Интересно, что именно поэтому он не увидел в Москве 1937 года то, что выходит за рамки «разума» - то, что называется «духом» и «душой». Но это и понятно, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны», а не наоборот. Советский Союз строился на более сложных духовных основаниях, чем плоский разум. Это и спасло ситуацию, а не победа разума.

Фейхтвангер увидел в Москве 1937 года то, что хотела и хочет видеть в мире западная элита. То, чего не оказалось в Москве 1937 года, они пытаются реализовать сейчас везде в мире.  «Победа разума» – это и введение ювенальной юстиции, и «толерантная» свобода извращений, и замена духовных смыслов на «карточки скидок», и безнравственный тоталитаризм правового государства. Политика «цветного» добра на крыльях бомбардировочной авиации – это и есть политика установления «царства разума» вместо «нравственных предрассудков» исторических цивилизаций и религий.



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Aug. 22nd, 2012 10:54 am (UTC)
Александр Стаховский
Фейхтвангер с своей идеей "общества разума" принадлежал к первой половине XVIII в. Великая Французская революция раскрыла содержание этого "разума" - "свобода, равенство, братство", а на практике привела к свободе предпринимательства, к провозглашения частной собственности священной и признанию разумности социального неравенства, коли оно вытекает из неравенства капиталов.
Фейхтвангер должен был искать в СССР не буржуазную, а социалистическую разумность, которая предполагает социальную справедливость.
( 1 comment — Leave a comment )