В последнее десятилетия нас убеждают в том, что есть очень важные нормы, которые мы плохо понимаем и потому не совсем цивилизованны. И прежде всего, это святость права и собственности. И права собственности.
Кому нужна «святость права»? Тем же, кому не нужна нравственность. Это взаимосвязанный процесс.
Сейчас не случайно новости посвящены большей частью только одному, если перевести их в обобщение: вы безнравственны, вы совершенно безнравственны, все возможные и невозможные грехи – это тоже вы.
В этом коренное отличие советского времени от современной «свободы». Различие наше не в 30-х годах и даже не в 80-х годах. А совсем в других действиях и другом отношении государства к нравственности. В советское время старались увидеть в каждом человека и вытащить из него на поверхность лучшее, что в нём есть, если он начинал десоциализироваться, спиваться, не работал и пр. А сейчас даже оставшиеся «светлые пятна» в человеке обязательно надо испачкать. А зачем?
Ответ простой. В нравственных координатах православия или коммунизма никогда не оправдать разграбление общегосударственной собственности и другие преступления последних десятилетий.
А вот в координатах права такие действия можно сделать допустимыми. Но для этого надо разрушить нравственность, сделать священным формальный «порядок» - право, а потом уже этим правом «освятить» собственность.
Но не будет этого. Вы верите в право только потому, что для вас только один бог – деньги и власть. А право защищает именно их. Именно это (а не лицемерные слова ваши о «священности собственности» и не фарисейская благотворительность) - ваша суть, которую бы вы хотели распространить на всех, оставив у себя общественные ресурсы развития для личного потребления.
Складывается ситуация, когда как внутри отдельных обществ, так и между обществами происходит качественный разрыв в социальных, ценностных регуляторах отношений. Те, для кого право становится «священным», перестают относиться к другим нравственно. Заметили массовое появление в развитых странах «инструктивного» человека? Человека-инструкции? Он живет во всех сферах личной и общественной жизни не по нравственности, а по закону и инструкции, по прописанным правилам. По-другому, такая жизнь и такое отношение называются ещё толерантностью.
У такого человека и таких людей нет внутренних психологических регуляторов или эти регуляторы неразвиты. Именно этим объясняется развитие в этих обществах различных форм «аналитической» психологии. У человека в такой ситуации нет внутреннего мира, всё его содержание и ценности - вовне. Это своеобразный программируемый псевдокультурный андроид, который периодически нуждается в перезапуске своих «программ». Иногда внешние ограничители перестают действовать, ломаются и тогда начинается стрельба на улицах. Это же происходит, когда исчезают внешние (а они могут быть только внешними, как и право) формы поддержания толерантности (полиция), как было при наводнении в Новом Орлеане (США).
Что же в результате происходит? А происходит вот что. Если какие-то страны и люди живут по законам нравственности, то другие - по неким прагматичным инструкциям эффективности. И когда у людей с нравственностью начинают разрушать государство, и они взывают к совести, то отвечают-то им люди без совести, которые пользуются совсем другими регуляторами, где такого понятия нет. А есть количественная эффективность, которая может показать, что вам на этой земле делать нечего. Так появляются экономические, политические, информационные «убийцы» и другие «викинги» наших дней, разрушающих основания региональной социальности на местах (государства, культуру, экономическую самостоятельность).
Моделью такого инструктивного толерантного человечества стали в свое время фашистские лагеря. Именно там были отработаны все эти социальные и психологические технологии превращения нравственных людей в «инструктивную массу».
Таким образом, оказалось, что никаких общечеловеческих ценностей нет. Больше того, оказалось, что ценности сегодня не просто разные, вариативно различающиеся, они принципиально, качественно отличаются у разных субъектов исторического развития (объединений государств, государств, транснациональных социально-экономических объединений, цивилизаций, религиозных объединений, социальных организмов разного уровня сложности).
И в этой ситуации ещё более выпукло становится ясно, что столкновение России и Европы во второй мировой войне было не столько войной двух систем, сколько столкновением противоположного понимания Добра и Зла, т.е. самого главного в человеке и в обществе. И сегодня Россию каток нового мирового порядка не сможет обойти именно по этой же причине, выраженной в сербской поговорке: на небе Бог, а на земле – Россия!
И это Правда. Ведь Бог – это справедливость, и от России ждут не участия в ВТО, или некоего прагматизма в оценках военных конфликтов в разных концах земного шара, от России ждут слова Совести.