al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

«Эпоха застоя» как современная информационная война

Происходящее сегодня на Украине – это в том числе результат информационной, ценностной            и образовательной войны, которая шла там уже больше 20 лет. Вспомним, что нацисты в Германии у власти были-то всего 12 лет, а насколько сильно они смогли повлиять на воспитание и сознание граждан, и особенно молодёжи. НА Украине такое сознательное «промывание мозгов» длится гораздо дольше. Странно не то, что и сколько им удалось, а насколько много ещё сохранилось других классических ценностей русского мира, нашего мировоззрения.

Одним из важнейших элементов передачи смыслов, оценок, целей, души – является история, преподавание истории. Все эти годы и у нас в России шли тоже разрушительные процессы в этой области. Что, насколько, как происходит, - обычно очень трудно оценить даже специалистам. Догадки есть, наблюдения есть, а что там, в людях? Что откладывается в молодёжи, как? Сейчас этого не видно, но стоит только произойти каким-то глобальным в стране «разломам» и сразу всё это станет явным и от этого тоже будет зависеть наша общая судьба.

Интересно (можно было бы так сказать, если бы это не было страшно), что у большинства современной молодёжи исчезла такая важная составляющая исторического личного самосознания как непрерывность исторического времени. И ощущение личной включенности в этот процесс. Если проще сказать, то в голове у них нет непрерывной последовательности событий нашей истории. Ну хотя бы грубой какой-то последовательности. Нет, в голове у них «каша» из эпох, событий, идей, людей. В общем, это не отстроенное сознательное историческое мировоззрение. Это исторический «калейдоскоп». И это тоже было бы неплохо. Все мы, в конце концов, смотрим на мир через какой-то калейдоскоп. Важно другое, что у этого набора цветов и картинок должно быть какое-то общее «зеркало», придающее всему этому некую упорядоченность и форму. А этого нет. Современное историческое мировоззрение – это распадающаяся картинка, понимание и память в которой фиксируются только одним инструментом и одним словом: «Клёво»! Это мера и содержание современного смысла жизни личной и общей.

Понятно, что таким мировосприятием легко манипулировать, создавая в том, или другом направлении это самое ощущение – «клёво». Но и только. А если у кого-то больше технических и технологических возможностей для контроля за «клёвым» настроением? Противостоять этому может только духовная глубина. Но речь сейчас не о ней.

Чтобы получить обобщённое представление об историческом сознании молодёжи, не обязательно проводить сложные исследования, достаточно задать вопросы, дающие общее представление о мифологичности, «калейдоскопичности» их сознания.

Для проверки исторического сознания любого количества молодёжи, в частности, студентов гуманитариев я использую простейший вопрос о ближайшем времени, который показывает весь уровень и всю калейдоскопичность их сознания, и прошу их письменно ответить на вопрос: почему эпоха 1970 – пер. пол. 1980-х гг в СССР называется «эпохой застоя»?

Что я получаю в ответ? Больше 90% студентов (близко к 100%) считают, что это эпоха когда не работали заводы и фабрики, не было медицины, была безработица и репрессии.

При таких ответах, речь не может идти только о некоем улучшении исторического образования, речь уже может идти только о социально-терапевтическом образовании, как молодёжи, так и информационном «лечении» всего общества.


Tags: историческая память, историческая роль государства, история, история СССР, история как наука, история как самосознание общества, социальные болезни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments