al_vladimiroff (al_vladimiroff) wrote,
al_vladimiroff
al_vladimiroff

Categories:

"Танки идут по правде": почему русским не надо каяться за пражские события 1968 года

Я бы переделал строчку Евтушенко на "Русские танки идут на правде"


С сайта: https://ruposters.ru/news/21-08-2019/tanki-pravde?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com


Платон Беседин
51 год назад началась операция "Дунай" — в Прагу вошли советские танки, которые должны были положить конец реформам, начатым первым секретарем ЦК КП Чехословакии Александром Дубчеком. Так советское руководство хотело уберечь страну от выхода из Варшавского договора и предотвратить распад военного союза. Платон Беседин — о том, как на протяжении полувека искажают те события.

Я хочу написать: все помнят стихотворение Евтушенко о пражских событиях 1968 года. То самое: "Танки идут по Праге в закатной крови рассвета. Танки идут по правде, которая не газета…" И далее в том же духе. Хочу написать "все помнят", но не могу. Потому что не помнят. Опрос 2018 года показал, что половина россиян вообще ничего не знает о тех событиях. Они не прописаны в их голове.



Результаты основного вопроса исследования "Левады"

Кто-то увидел в этом уничтожение той самой правды. Мол, новый российский агипроп вымыл ее из голов граждан. На самом деле все объясняется проще: современные люди не знают истории. Хуже — история не знает себя. Она писана-переписана в угоду сильным. Как Карл Великий в свое время подминал под себя институт церкви, так государства трактуют события прошлых лет себе в угоду, подстраивая их под цели настоящие и будущие.

Бесполезно рыться в событиях 1968 года, воссоздавать их. На каждый аргумент одной стороны найдется контраргумент другой. Советское вторжение длилось 36 часов, результат — более сотни жертв. И в этом нет ничего правильного. Советский Союз прессовал Чехословакию.

Однако любое государство построено на приватизации насилия, любое государство обязано защищать свою власть. Китайские танки давили людей на площади Тяньаньмэнь, а могли стоять в своих гаражах, так и не дождавшись приказа. Был бы Китай таким, как мы знаем его сейчас? Вполне возможно, что нет. Государство обязано использовать силу, чтобы быть сильным. Иначе никак. И это — ужасно.



Советские войска в Праге, 1968

Хуже — цели государства в большинстве случаев не совместимы с целью одного конкретного взятого человека. Потому что система изначально бесчеловечна. Она настроена на другое и построена ради другого. Иллюзии демократии, свободы, прав — это для тех, кто жертвует собой и государством ради государства иного, переходя из-под одной пяты под другую. Иначе система не работает. И это — ужасно вдвойне.

Евтушенко реагировал стихами о танках, идущих по правде, как человек. Как и Бродский, написавший "Письмо генералу Z". Собственно, только так и может поступать поэт — быть с человеком, но не с машиной. Однако это не означает того, что поэт в таком случае не вреден для государства.

Меж тем то, что начинается дальше, — совсем иной коленкор. А дальше начинается торговля поэтов на крови — хайп и пиар, построение карьеры. 1968 год — вообще важная точка отсчета для людей искусства, эксплуатировавших мифы о свободе и тоталитаризме, человечности и бездушности.

Милан Кундера — чех, уехавший во Францию, — создал большой роман "Невыносимая легкость бытия", и этот роман тут же раскрутили на всех литературных углах. Он связан с событиями 1968 года и донельзя политичен; хуже — намеренно политичен. Потому что так надо было. И это уже не Евтушенко, не Бродский. Потому что в одном случае мы, вероятно, имеем дело с совестью, а в другом — с заказом.



Милан Кундера

Кундера не остановился. Позднее в своем эссе он вывел события 1968 года в Праге из русской культуры. Мол, так произошло из-за русских, потому что русские в принципе такие. И иначе быть не могло. Танки в Праге в 1968 году — не следствие интересов советского государства и не результат приказа конкретных людей, а продукт русской культуры или, как сейчас говорят, русского мира.

Эту мысль придумал, безусловно, не Кундера, который, к слову, удостоился от того же Бродского эпитета "глупое чешское быдло". "Быдлу" мысль подкинули — и он стал одним из ее ретрансляторов. Потому что главная война идет не на площадях и не в окопах. Она идет в области идей и смыслов, в информационном поле — ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

51 год, прошедший с пражских событий 1968 года, нам внушают одну зловредную мысль: "Это ваши танки, это ваш русский стиль, это ваш русский мир — покайтесь!". Но в данном контексте — единственно существующем сегодня контексте, в парадигме современного глобального мира, если угодно, — пражские события являются лишь частью куда большей системы тотального оболванивания русского народа фальшивым, искусственным покаянием.



Советские танки около Чешского радио

Для того есть две причины. Первая: Гитлер был абсолютным злом, а зло побеждает только одно добро. У него, этого зла, не может быть двух победителей. Но в 1946 году сложилась система двух полюсов, и один должен был выиграть. Мы битву проиграли (в 1991-м). Вторая причина, почему нас пичкают обвинениями, — цель ослабить уже в настоящем, привить комплекс вины, сделать так, как писал современный поэт, чтобы стало "стыдно быть русским".

Вот и сегодня, 21 августа 2019 года, вы обязательно увидите в СМИ и социальных сетях протянутую связь событий в Чехословакии и событий в Донбассе, прочтете фразочки про воинственный русский мир, гремящий траками танков. И опять скажут — "покайтесь!"

Но нам не за что каяться. Потому что покаяние человека невозможно за государство, которое изначально держит людей в "железной деве" смирения и страха. Государство одинаково и для чехов, и для словаков, и для русских — возможны вариации в представлениях, конечно, но суть одна. И предъявлять нам счет за пражские события значит манипулировать и выступать вопреки правде, о которой якобы столь трепетно пекутся.



Чешские демонстранты

Если же каяться, то всем вместе. Ведь тогда же — в 1968 году — США, являющиеся главным разносчиком покаянной демократии для других народов, зверски уничтожали Вьетнам. Тогда рота "Чарли" вошла в деревушку Сонгми и уничтожила сотни вьетнамских детей, стариков и женщин. С них сдирали кожу, их насиловали, сжигали заживо, а кишки наматывали на дула автоматов. Тогда же — в 1968 году — в США зверски разгоняли демонстрации за свободу. Так давайте, покайтесь за это. И за Белград покайтесь, и за Ливию, и за страны Латинской Америки, и за Ирак с тюрьмой "Абу-Грейб". Вам есть за что вымаливать прощение.

Покаяние не может быть частным. Его либо вообще нет, либо оно для всех. Иначе это шулерство. Впрочем, именно его мы сейчас и наблюдаем. И верить ему значит уничтожать ту самую правду, по которой, в том числе, когда-то шли танки в Праге. Те, кто сейчас воет о событиях 1968 года в Чехословакии, пусть вспоминают все. Иначе они живут по лжи, а не по правде.



Мемориал погибшим вьетнамцам

И последнее. Пусть чехи вспомнят не только 1968 год, но и май 1945-го. Когда десятки тысяч советских солдат освобождали Прагу от нацистов. Освобождали от тех, кто уничтожал и пытал чехов. До этого Прага была сдана — сдана быстро и бесхребетно, в том числе и потому, что хотели сохранить красоту города. Когда советские солдаты пришли освобождать столицу, ее, эту красоту, так же попросили оставить. И наши вместо того, чтобы закатать нацистов в преисподнюю авиацией — закатать вместе с улицами — шли на них, эти улицы, танками и пехотой. Жертвовали десятками тысяч жизней ради чехов и чешских красот.

И это тоже танки в Праге. Другие танки и при других обстоятельствах. Но именно они говорят о русском мире куда больше и правильнее, нежели танки 1968 года. Говорят, если человек хочет слушать. Прага сохранена благодаря нашим людям, она стоит на русской крови — и за это надо кланяться в ноги, а не бубнить о мифическом покаянии, которое, как нам показали, отнюдь не для всех.

Tags: 1968 год, Прага, СССР, Чехословакия, главное, духовная правда, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments